Описание методики исследования, направленного на выявление предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Описание методики исследования, направленного на выявление предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Страница 3

В cлучае затруднений при выполнении этих двух заданий можно предложить ребенку следующее, более простое задание.

Одну книгу и карандаш положить перед собой, другую книгу и карандаш – перед ребенком. Положив свой карандаш НА книгу, попросить ребенка сделать то же самое и с его карандашом (предлог не называется). Не исключено, что ребенок положит свой карандаш В книгу или ОКОЛО книги, то есть что он не сможет правильно воспроизвести пространственное расположение этих двух предметов по отношению друг к другу. Это означает: ему не понятно само пространственное расположение предметов, а значит и сам смысл употребления в речи соответствующих предлогов. Для большей убедительности можно сделать еще несколько подобных проб: положить карандаш В книгу, ПОД книгу и д.р. и каждый раз предлагать ребенку сделать то же самое.

Невыполнение этого последнего задания будет свидетельствовать об особенно грубом отставании в развитии у ребенка пространственных представлений (невыполнение первых 2 заданий может объясняться не только непониманием самих пространственных отношений, но также незнанием их словесных обозначений).

Это задание позволяет выяснить правильность ориентировки ребенка в левой и правой сторонах пространства.

а) положить карандаш справа от книги и попросить ребенка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведет расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».

б) Сложить два параллельных карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребенка сделать то же самое с двумя другими карандашами. Расположить каким либо образом три карандаша и попросить ребенка воспроизвести точно такое же расположение карандашей.

в) Попросить ребенка показать на картине тот предмет, который находится справа от тарелки, а затем слева от нее. Потом спросить его, где лежит ложка (справа от тарелки) и где вилка (слева от тарелки см. Приложение)

г) Попросить ребенка поднять вверх правую руку. Если он затрудняется в «нахождении» своей правой руки, то это окончательно подтвердит его полную дезориентированность в левой и правой сторонах пространства.

5) а) Попросить ребенка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие вазы (рис. в приложении). Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребенок из приведенных выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительного- пространственных представлений и должен сделать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребенку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет.

Для выполнения этого задания ребенок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

Трудность выполнения ребенком старшего дошкольного возраста хотя бы некоторых из приведенных выше заданий будут свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии.

Выявление предпосылок аграмматической дисграфии.

Исследование сформированности системы словоизменения.

Эта группа заданий рассчитана на проверку правильности:

образования множественного числа имен существительных;

согласования прилагательных с существительными;

согласования существительных с числительными;

употребление предлогов.

Задание 1.

Назвать картинки по типу : стол-столы

Задание 2.

Ответить на вопросы о величине предмета:

комар по величине маленький, а стол? (большой)

А зебра? (большая)

А море? (большое)

А медведи? (большие)

Задание 3.

Назвать картинки по типу: Один жук-два жука – пять жуков

Задание 4.

Сказать где лежит карандаш (Взрослый кладет его то НА книгу, то ПОД книгу, то В книгу и т.д., а ребенок каждый раз отвечает на вопрос, где карандаш).

Исследование сформированности системы словообразования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет пр ...

Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выра ...

Развитие советской педагогической науки в первой половине 20 в
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областях педаго ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru