Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная компетентность педагога

Педагогика и воспитание » Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная компетентность педагога

Страница 2

В восприятии важна своевременная оценка усвоенного материала через обратную связь (контроль). Рассказ, изображение обучающимся усвоенного на уроке учебного материала - это уже его деятельность, которая дает учителю не только обратную связь в достижении учащимся познавательной цели, но и прием запоминания. В новой, деятельностной педагогике запечатленный сознанием познаваемый материал должен быть включён в интеллектуальную или предметную, индивидуальную, а лучше совместную, деятельность учащихся. Учитель - дирижёр этой их деятельности. Если учащийся действует на основе познанного, значит он усвоил учебное знание.

Усвоенный образ познанного объекта, хранящийся в памяти и способный в последующем быть актуализированным (воспроизведённым) в сознании посредством слов – есть представления человека о чем-то или ком-то или часть его знания. Мы произносим слово и под его воздействием в сознании (из памяти) возникает представление (образ, картина) чего-то ранее познанного. Если человеком какой-то объект, предмет, процесс ранее не познавался, то при произнесении обозначающего его слова (не важно кем, вслух или про себя) в его сознании ничего не возникнет, обнаружится факт незнания чего-то.

Учитель оценивает знания (представления) учащихся по уровню овладения ими: толи это поверхностные, толи репродуктивные, толи научные или даже исчерпывающие. Разница их содержательного наполнения и других параметров огромна. Выявляя уровень представлений у школьника при опросе педагог задумывается не только о их соответствии действительности, но и их прочности, системности, вербальной выраженности, ведь впереди ГИА, ЕГЭ или другие формы аттестации школьников.

Знания, будучи базовым психическим образованием, являются фундаментом более сложных элементов содержания духовного мира человека: умений, навыков, привычек, способностей, компетентностей. Есть даже мнение, что слово «сознание» произошло от сочетания слов «совокупность знаний (со-знание)». Деятельностная педагогика не умаляет их роль, а только предлагает не останавливаться на строительстве в сознании учащегося, из «кирпичиков»-представлений (знаний), фундамента «здания»-мировоззрения, а строить его дальше – прокладывать связи-«коммуникации», надстраивать «этажи», возводить «кровлю», т.е. овладевать умениями, навыками, способностями и компетентностями. Для учителя представляют интерес сущностные отличия, смыслы этих психических образований (понятий), но их рассмотрение выходит за рамки данной работы.

Особенность представлений человека в том, что они практически статичны, а в жизни все течет, меняется, вот почему наши представления о явлениях мира постоянно отстают от происходящих в них (с ними) переменах, изменениях. Мы, люди, существа способные этот их недостаток, отчасти, компенсировать посредством воображения (домысливания), т.е. способности к творчеству. Сначала умозрительному, на основе воображения, размышления, а затем и продуктивному. Воображению, этому процессу творчества, через мягкое учителем управление, можно учить, например, через побуждение к рефлексии, сотворчество с обучающимися.

Воображение – это процесс преобразования имеющихся у человека представлений о чем-то в нечто другое (новые ценности) приемами преувеличения, перестановки составляющих элементов, замещения чем-то другим (вплоть до агглютинации) и другими способами. В результате в сознании возникает новый (измененный) образ, который может опережать имеющееся знание о чем-то. Учитель, демонстрируя в совместно познаваемом своё другое, отличное от обучающихся, видение взаимосвязей, взаимовлияний, динамических моментов, выводит их, по Л.С. Выготскому, из актуальной (доступной для них) зоны в зону ближайшего развития, где включается процесс развития учащихся через взаимодействие с педагогом. Этому будет способствовать овладение педагогами такими методами обучения как проблемный, проектный, исследовательский, моделирования и др. Предлагая учащемуся посмотреть на познаваемый объект «с другой стороны», под другим ракурсом, выявить ту или иную тенденцию изменений в нём, при этом показать аналогичный пример на другом объекте – это доступные учителю приемы развития у обучающихся творческих способностей. На актуальность этой работы учителя школы указывал родоначальник теории детского познания, швейцарский психолог, философ Жан Пиаже: «Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей».

Важнейшими для человека являются процессы мышления или мыследеятельности. Именно с их помощью возможны идентификация, установление причинно-следственных и иных связей познаваемого объекта со всем остальным, обнаружение динамики изменений в нём. Мыслить, думать, соображать, размышлять над чем-то (о ком-то) – это обнаруживать что, с кем (чем) и как связано, на что и как влияет. Познаваемые посредством мышления факты действительности станут в дальнейшем основой принятия решений по изменению этой действительности. Вот почему способность мыслить – есть основа интеллекта человека, как способности познавать и изменять себя и окружение. Управлять процессом мышления школьника, это учить его ставить вопросы, сравнивать, анализировать, обобщать, конкретизировать, абстрагироваться и пр., т.е. совершать в сознании мыслительные операции (мыследействия), позволяющие обнаружить опосредованно реально существующие связи и отношения чего-то с чем-то для последующего их учёта во взаимодействии с собой и миром. Например, сравнивать надо учить по существенным познанным признакам, а не первым обнаруженным или вспомнившимся, а анализировать – это мысленно расчленять познанное целое на составляющие его элементы с целью выделения из них главного, сущностного для последующего акцентирования внимания именно на нём (второстепенным можно пренебречь).

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии
Особенности управления развитием личности учащихся осмыслялись педагогами в разных аспектах. И теоретики, и практики пытались найти "универсальный" алгоритм управления формированием внутреннего мира учащихся. Однако собрать воедино различные представления вряд ли было возможно из-за исход ...

Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач
Педагогическая работа – одна из тех, которую можно назвать теорией в действии. Теоретические основы пед. деятельности – принципы, формы, методы обучения и воспитания не посвященному в практическую работу человеку кажутся отвлеченными абстракциями. Уровень обыденного педагогического сознания в работ ...

Состояние словообразования существительных у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР третьего уровня
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru