Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная компетентность педагога

Педагогика и воспитание » Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная компетентность педагога

Страница 2

В восприятии важна своевременная оценка усвоенного материала через обратную связь (контроль). Рассказ, изображение обучающимся усвоенного на уроке учебного материала - это уже его деятельность, которая дает учителю не только обратную связь в достижении учащимся познавательной цели, но и прием запоминания. В новой, деятельностной педагогике запечатленный сознанием познаваемый материал должен быть включён в интеллектуальную или предметную, индивидуальную, а лучше совместную, деятельность учащихся. Учитель - дирижёр этой их деятельности. Если учащийся действует на основе познанного, значит он усвоил учебное знание.

Усвоенный образ познанного объекта, хранящийся в памяти и способный в последующем быть актуализированным (воспроизведённым) в сознании посредством слов – есть представления человека о чем-то или ком-то или часть его знания. Мы произносим слово и под его воздействием в сознании (из памяти) возникает представление (образ, картина) чего-то ранее познанного. Если человеком какой-то объект, предмет, процесс ранее не познавался, то при произнесении обозначающего его слова (не важно кем, вслух или про себя) в его сознании ничего не возникнет, обнаружится факт незнания чего-то.

Учитель оценивает знания (представления) учащихся по уровню овладения ими: толи это поверхностные, толи репродуктивные, толи научные или даже исчерпывающие. Разница их содержательного наполнения и других параметров огромна. Выявляя уровень представлений у школьника при опросе педагог задумывается не только о их соответствии действительности, но и их прочности, системности, вербальной выраженности, ведь впереди ГИА, ЕГЭ или другие формы аттестации школьников.

Знания, будучи базовым психическим образованием, являются фундаментом более сложных элементов содержания духовного мира человека: умений, навыков, привычек, способностей, компетентностей. Есть даже мнение, что слово «сознание» произошло от сочетания слов «совокупность знаний (со-знание)». Деятельностная педагогика не умаляет их роль, а только предлагает не останавливаться на строительстве в сознании учащегося, из «кирпичиков»-представлений (знаний), фундамента «здания»-мировоззрения, а строить его дальше – прокладывать связи-«коммуникации», надстраивать «этажи», возводить «кровлю», т.е. овладевать умениями, навыками, способностями и компетентностями. Для учителя представляют интерес сущностные отличия, смыслы этих психических образований (понятий), но их рассмотрение выходит за рамки данной работы.

Особенность представлений человека в том, что они практически статичны, а в жизни все течет, меняется, вот почему наши представления о явлениях мира постоянно отстают от происходящих в них (с ними) переменах, изменениях. Мы, люди, существа способные этот их недостаток, отчасти, компенсировать посредством воображения (домысливания), т.е. способности к творчеству. Сначала умозрительному, на основе воображения, размышления, а затем и продуктивному. Воображению, этому процессу творчества, через мягкое учителем управление, можно учить, например, через побуждение к рефлексии, сотворчество с обучающимися.

Воображение – это процесс преобразования имеющихся у человека представлений о чем-то в нечто другое (новые ценности) приемами преувеличения, перестановки составляющих элементов, замещения чем-то другим (вплоть до агглютинации) и другими способами. В результате в сознании возникает новый (измененный) образ, который может опережать имеющееся знание о чем-то. Учитель, демонстрируя в совместно познаваемом своё другое, отличное от обучающихся, видение взаимосвязей, взаимовлияний, динамических моментов, выводит их, по Л.С. Выготскому, из актуальной (доступной для них) зоны в зону ближайшего развития, где включается процесс развития учащихся через взаимодействие с педагогом. Этому будет способствовать овладение педагогами такими методами обучения как проблемный, проектный, исследовательский, моделирования и др. Предлагая учащемуся посмотреть на познаваемый объект «с другой стороны», под другим ракурсом, выявить ту или иную тенденцию изменений в нём, при этом показать аналогичный пример на другом объекте – это доступные учителю приемы развития у обучающихся творческих способностей. На актуальность этой работы учителя школы указывал родоначальник теории детского познания, швейцарский психолог, философ Жан Пиаже: «Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей».

Важнейшими для человека являются процессы мышления или мыследеятельности. Именно с их помощью возможны идентификация, установление причинно-следственных и иных связей познаваемого объекта со всем остальным, обнаружение динамики изменений в нём. Мыслить, думать, соображать, размышлять над чем-то (о ком-то) – это обнаруживать что, с кем (чем) и как связано, на что и как влияет. Познаваемые посредством мышления факты действительности станут в дальнейшем основой принятия решений по изменению этой действительности. Вот почему способность мыслить – есть основа интеллекта человека, как способности познавать и изменять себя и окружение. Управлять процессом мышления школьника, это учить его ставить вопросы, сравнивать, анализировать, обобщать, конкретизировать, абстрагироваться и пр., т.е. совершать в сознании мыслительные операции (мыследействия), позволяющие обнаружить опосредованно реально существующие связи и отношения чего-то с чем-то для последующего их учёта во взаимодействии с собой и миром. Например, сравнивать надо учить по существенным познанным признакам, а не первым обнаруженным или вспомнившимся, а анализировать – это мысленно расчленять познанное целое на составляющие его элементы с целью выделения из них главного, сущностного для последующего акцентирования внимания именно на нём (второстепенным можно пренебречь).

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Типы отклонений
Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее. Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и полов ...

Методическое обеспечение методического процесса
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом МДОУ. Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные т ...

Профориентационные тесты, рекомендуемые для изучения
Курс «Профессиональная ориентация молодежи» был бы неполным, если бы были упущены из внимания те диагностические методики, которые позволяют определить способности, интересы личности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той или иной профессиональной деятельности. Поэтому мы с ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru