Коммуникативный аспект изучения предложения

Наиболее существенным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяются «данное» (тема, основа высказывания) и «новое» (рема, предицируемая часть). Особенно отчетливо «тема» и «рема» разграничиваются в вопросно-ответной форме диалога.

Актуальное членение обычно накладывается на структурно-семантическое, включающее логическое основание, дополняет его, не влияя на характер членов предложения, если члены предложения имеют морфологизованный характер.

Учет коммуникативного задания предложения необходим при синтаксической квалификации неморфологизованных главных членов.

Коммуникативный аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме членов предложения.

Осознать особенности грамматического (синтаксического) строения и значения таких конструкций позволяет разграничение коммуникативного и структурного членения.

В первые годы увлечения актуальным членением была тенденция в каждом предложении искать «данное» и «новое». В настоящее время признается существование и нерасчлененных высказываний. Как правило, такие предложения содержат сообщение о существовании, наличии явлений действительности.

Тема-рематическое членение предложения (в соотношении с «данным» и «новым») очень важно при квалификации членов биноминативной грамматической основы предложения; при характеристике информативной (коммуникативной) нагрузки членов предложения. При объяснении знака тире, не мотивированного структурой предложения; при выделении и объяснении детерминанта и т.д.; при объяснении причин и условий функционирования неполных и односоставных предложений и т.д.

Тема-рематическое членение предложения не всегда бесспорно, особенно в тех случаях, когда для синтаксического анализа берутся изолированные предложения.

Наиболее полезен для практики преподавания русского языка вопрос о средствах и способах актуализации информативного (коммуникативного) центра предложения высказывания.

Похожие статьи:

Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся
О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. ...

Методика коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В данном параграфе описывается методика коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). В работе с данной категорией детей главными задачами являются: -совершенствование связной речи; -обогащение и уточнение словаря; -прак ...

Графика и история графики
Графика (греч.γραφικος - письменный, от греч. γραφω - пишу) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше од ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru