Педагогика игры

Страница 1

Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. По­этому при разработке проблем общественного дошкольного воспи­тания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры.

Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспи­тательных задач по отношению к детям дошкольного возраста.

Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игро­вой деятельности, удается в большей или меньшей мере исполь­зовать их для педагогических целей.

Детские игры вовлекаются в систему организующих моментов и подчиняются их содержанию. Возникает методика «стимуляции» игр, т. е. влияния на их направление путем организации игровой среды, разработки содержания игр соответственно тому или иному организующему моменту.

Часто требовались большие усилия педагогов, чтобы удержать интересы детей в теме игры, которая определялась организующим моментом. Естественно, интересы детей выходили за пределы этой тематики. «Современность» того или иного организующего момен­та оказывалась далеко не «современной» для быстро текущих и изменяющихся игровых интересов детей. Ценная сама по себе идея направлять игру в определенное русло, вести ее на уровне ведущих задач воспитания получает здесь неправильное выра­жение.

Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организа­ции жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их инте­ресы, запросы, общение и т. д. будут организовываться и удовлетво­ряться играми и в формах игры.

В жизни детей дошкольного возраста есть уже довольно раз­витое общественное начало. Проявляется оно в том, как дети обща­ются друг с другом, какие совершают поступки, какие активизи­руются формы поведения, интересы и т. д. Это общественное нача­ло педагогика игр использует от случая к случаю. Вместе с тем в играх мы имеем дело с обществом детей, а следовательно, с общественным воспитанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование отдельной личности просто невоз­можно. Следовательно, в игре нельзя ограничиться воспитанием отдельной личности ребенка вне играющего коллектива. Речь здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, о придании играм такого характера и направления, такого содержания, чтобы они побуж­дали детей к положительным факторам поведения и отношения.

Игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду опирается на это общественное начало и использует его. Именно в этих условиях, т. е. по отношению к организации жизни детей в детском саду и их деятельности, возникнут и на­стоятельно потребуют осуществления широкие воспитательные задачи, связанные с повседневной жизнью детского коллектива, такие, как воспитание норм общественного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности и т. д.

Дело в том, что многие из этих задач в педагогике детского сада решались словесно, в виде внушения детям, не опираясь на ход детской жизни. Например, хорошо известен факт, что воспи­тателям часто приходится иметь дело с конфликтами, которые воз­никают между детьми в их играх. Явление вполне объяснимое, так как игра для ребенка — полное проявление его личности. Столкно­вения и противоречия здесь естественны. Неестественно другое — то, что эти явления часто рассматривают как нечто случайное и воспитатели не считаются с тем, что в этих фактах отражены существенные черты детской жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, необхо­димо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержа­тельна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований — быть правдивым, делиться с дру­гими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их - активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Этим создается разнообразие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способ­ности и интересы.

Игры с правилами (подвижные и дидактические) также фор­мируют у детей навыки общественного поведения — общие дей­ствия и цели, качества личности — смелость, правдивость и т. д.

В играх, которые придумывают сами дети, — ролевых, строи­тельных, музыкальных, подвижных и других — тоже есть эти обще­ственные качества.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Гуманизация образования и демократический стиль педагога
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Значит, у пед ...

Онтогенез формирования связной речи
В логопедии термином онтогенез речи принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и ...

Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию
В дошкольном учреждении создаются условия для реализации указанных задач, обеспечивающих физическую готовность детей к успешному овладению школьной программой. Учитывая возрастные особенности развития движений и большую потребность в них, в первые годы жизни используются специфические средства физи ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru