Пересказ как средство развития речи на уроках чтения

Страница 3

Прежде всего, перед учащимися встает задача выделить из содержания текста те части его, те линии, которые относятся к заданной ему теме, на них сосредоточить свое внимание. Таким образом, он должен прежде всего осуществить сложный анализ всего содержания. Выбранные, отобранные для пересказа части (линии или части содержания) он должен вслед за этим объединить таким образом, чтобы получился связный рассказ на заданную тему, т. е. осуществить синтез выделенного содержания. И, наконец, учащийся все время должен заботиться о том, чтобы этот пересказ не включился тот материал, то содержание, которое хотя и было им воспринято рядом, но прямо с заданной для пересказа темой не связано, т. е. от учащегося требуется суметь абстрагироваться от определенных частей воспринятого содержания.

Известно, какие большие препятствия вызывает у школьника необходимость дать ответ на вопрос, относящийся только к какой-либо части текста. Как часто, в ответ на предложение учителя продолжить, рассказ, начатый другим учеником, учащийся начинает рассказывать все сначала.

Выборочный пересказ предъявляет к мыслительной деятельности детей значительно, более серьезные, требования, чем подробный. Однако сложность задачи вовсе не означает недоступность ее для учащихся. Совсем наоборот, при определенных условиях некоторые формы выборочного пересказа доступны учащимся даже первых классов. Следует подчеркнуть, что именно потому, что эта задача является не простой, решение ее способствует умственному продвижению учащихся, в первую очередь развитию их мышления и речи.

Творческий пересказ

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

- пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста, например, необходимо переводить прямую речь в косвенную.

- пересказ от лица одного из персонажей

Работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений. Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей

- продолжение рассказа, судьбы героя

Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается (точнее, проектируется) дальнейшая судьба их любимых героев. Однако нельзя забывать, что младшие школьники имеют слишком малый жизненный опыт, им трудно предугадать судьбы литературных персонажей. Следовательно, предлагать детям продолжать судьбы героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.

- инсценирование рассказа, т. е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Методика развития скоростных способностей у младших школьников
П.Н. Казаков отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по ...

Создание государственной системы народного образования
В начале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический строй и господствующее положение дворян и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее государственную систему народного образовани ...

Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru