7. Требования к личности творца. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности. Будущим учителям необходимо не только развить умение предъявлять себя, но и умение видеть и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика актерской и педагогической деятельности
Актерская деятельность |
Педагогическая деятельность |
1. Наличие зрителя | |
Присутствует |
Отсутствует, если педагоги не работают «ансамблями» |
2. Предмет представления | |
Показывается герой. Происходит перевоплощение в другую личность |
Показывается личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога |
3. Границы сферы деятельности | |
Деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью |
Деятельность происходит в границах реально существующего |
4. Особенности чувственной сферы деятеля | |
Чувство деятеля не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть «настроен» на эмоциональную волну героя |
Чувство деятеля рождается реальными обстоятельствами. Деятель более «открыт» в проявлении чувств |
5. Специфика общения в деятельности | |
Если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски. Общение тяготеет к монологу |
Ожидается реальный человек с реальными чувствами. Общение тяготеет к диалогу |
6. Продолжительность деятельности | |
В 5–6 раз меньше, чем у учителя |
В 5–6 раз больше, чем у актера |
7. Возможность импровизации в деятельности | |
Допустима в момент подготовки к спектаклю и в малой степени во время самой деятельности |
Не только допустима, но и необходима. Следовательно границы творчества шире |
8. Особенности программы деятельности | |
В один день репертуар, как правило, представлен одной ролью, одним спектаклем |
В один день может быть разной, как уроки так и предметы |
9. Зависимость от «зала» (зрителей, учеников) | |
Чем меньше зрителей присутствует в воображении актера, тем лучше результат. Хорошие актеры «забывают» о зрителе и сосредотачиваются на работе с партнером по сцене |
Чем больше учащихся присутствует в воображении педагога, тем лучше результат, так как важно сотрудничество |
10. Наличие помощников в деятельности | |
Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы |
Отсутствуют, хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия, ТСО |
11. Ответственность за результаты деятельности | |
Личная, последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач |
Коллективная |
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присуща только человеку. Речевое общение о ...
Методы стимулирования
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и ...
Выявление уровня коммуникативных навыков детей
Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями? А) Всегда Б) Никогда В) В зависимости от настроения Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками? А) Легко, ему нравится заводить новых друзей Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу В) Он не любит ...