Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия

Педагогика и воспитание » Педагогическое мастерство » Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия

Страница 2

7. Требования к личности творца. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.

Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности. Будущим учителям необходимо не только развить умение предъявлять себя, но и умение видеть и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.

Таблица 2 – Сравнительная характеристика актерской и педагогической деятельности

Актерская деятельность

Педагогическая деятельность

1. Наличие зрителя

Присутствует

Отсутствует, если педагоги не работают «ансамблями»

2. Предмет представления

Показывается герой. Происходит перевоплощение в другую личность

Показывается личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога

3. Границы сферы деятельности

Деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью

Деятельность происходит в границах реально существующего

4. Особенности чувственной сферы деятеля

Чувство деятеля не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть «настроен» на эмоциональную волну героя

Чувство деятеля рождается реальными обстоятельствами. Деятель более «открыт» в проявлении чувств

5. Специфика общения в деятельности

Если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски. Общение тяготеет к монологу

Ожидается реальный человек с реальными чувствами. Общение тяготеет к диалогу

6. Продолжительность деятельности

В 5–6 раз меньше, чем у учителя

В 5–6 раз больше, чем у актера

7. Возможность импровизации в деятельности

Допустима в момент подготовки к спектаклю и в малой степени во время самой деятельности

Не только допустима, но и необходима. Следовательно границы творчества шире

8. Особенности программы деятельности

В один день репертуар, как правило, представлен одной ролью, одним спектаклем

В один день может быть разной, как уроки так и предметы

9. Зависимость от «зала» (зрителей, учеников)

Чем меньше зрителей присутствует в воображении актера, тем лучше результат. Хорошие актеры «забывают» о зрителе и сосредотачиваются на работе с партнером по сцене

Чем больше учащихся присутствует в воображении педагога, тем лучше результат, так как важно сотрудничество

10. Наличие помощников в деятельности

Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы

Отсутствуют, хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия, ТСО

11. Ответственность за результаты деятельности

Личная, последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач

Коллективная

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Требования к усвоению освоения и содержания курса
На первом же уроке учащимся предлагается записать, а в дальнейшем запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов. Семь главных правил юных оригамистов: 1. Готовь квадратики дома заранее. 2. Работай молча. 3. Хочешь спросить - подними руку. 4. Всегда держи фигурку так, как она нарисована на д ...

Классификация разрезов
Рис.5 . Наклонный разрез. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяются на простые и сложные. Простым называется разрез при одной секущей плоскости (см. рис. 1, в). Сложным называется разрез при двух секущих плоскостях и более. В зависимости от положения секущей плоскости относитель ...

Устная работа
Наиболее хорошим методом проверки знания фактического материала и качества мышления школьника является устный опрос. При проведении устного опроса учитель стремится проверить, насколько учащиеся овладели учебным материалом, и, кроме того, вовлечь, по возможности всех учащихся в активную работу. Все ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru