Развитие логического мышления учащихся в системе "Укрупнение дидактических единиц" П.М. Эрдниева

Педагогика и воспитание » Развитие логического мышления учащихся в системе "Укрупнение дидактических единиц" П.М. Эрдниева

Страница 3

Авторы предлагают в 1 классе все многообразие простых задач на сложение и вычитание представить в виде трех циклов (триад), по три задачи в каждом цикле. Основу системы составляет первый цикл – задачи на нахождение суммы и неизвестных слагаемых. Второй цикл представляют задачи на нахождение остатка (разности), уменьшаемого и вычитаемого; третий цикл – задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение величин.

Эти три цикла задач (всего 9 типов) являются задачной основой изучения действий (операций) в 1 классе. Их выгодно и логически необходимо изучать совместно.

Знакомство с ключом (алгоритмом) составления прямых и обратных задач.

Готовая таблица даётся на обзор учащихся в процессе разбора и решения прямой задачи и составления обратной.

Например: прямая задача.

«На тарелке лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?»

Учитель. Что считаем в задаче?

Дети. Яблоки и груши.

Уч. Сколько было яблок, груш?

Д. Яблок 5 штук. Груш 3 штуки.

Уч. Что найти нужно в задаче?

Д. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?

Уч. Назовите ключевое слово.

Д. Всего.

Уч. Какое действие оно обозначает?

Д. Сложение.

Уч. Как обозначить это слово в условии?

Д. Фигурная скобка и знак «+» внутри скобки.

Уч. Где поставим вопрос и квадратик?

Д. За скобкой.

Уч. Все числа, стоящие внутри скобки, складываются.

Как решить эту задачу? Как найти количество фруктов?

Д. 5+3= 8 (ш)

Уч. Заполните пустой квадратик в условии задачи.

Всего 8 штук. Запишите ответ: 8 фруктов.

Итог: сказать условие, вопрос, решение, ответ задачи.

Задание: составить обратную задачу.

Уч. Что это такое? Как это сделать?

На обзор детей представляется таблица:

Уч. Первый пункт « Слова в условии одинаковы», значит, обратная задача будет о чём?

Д. О яблоках и грушах.

Уч. Второй пункт « Вопросы меняются местами».

А сколько мест может иметь вопрос?

Столько, сколько числовых данных в задаче, т. е. 3 места.

Уч. Давайте вопрос и квадратик, в котором запишем найденное число, поставим там, где было количество яблок.

Третий пункт «Числа в условии одинаковы».

Значит, груш сколько будет?

Д. 8 штук.

Уч. Поэтому за фигурной скобкой ставим не вопрос с квадратиком, а число 8.

Яблок -? 

Груш -3 ш 8 ш

Уч. Можете ли вы сказать сразу, сколько было яблок на тарелке?

Д. Да, 5 яблок.

Уч. Как вы догадались?

Д. Числа в условии одинаковы, поэтому яблок будет 5 штук.

Уч. Все числа внутри скобки складываются. Какие два числа надо сложить?

Д. Квадратик или неизвестное число с числом 3.

Уч. Чему равна эта сумма?

Д. Восьми. +3=8

Уч. Как найти неизвестное слагаемое?

Д. Надо от 8 отнять 3.

8-3=5(ш)

Уч. Сказать ответ задачи.

Д. 5 штук яблок.

Подобным образом составляется обратная задача, когда вопрос ставится на количестве груш.

В результате работы по составлению двух обратных задач делается вывод.

После работы на доске, когда на глазах у детей рождаются две новые обратные задачи, имеет смысл показать таблицу первого цикла обратных задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Ещё раз отрабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение.

Основной этап.

В основной этап работы над задачами входит:

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Местный разрез
Рис.9.Детали, при вычерчивании которых необходим местный разрез При вычерчивании сплошных (непустотелых) деталей разрезы не применяют. Однако нередки случаи, когда в сплошной детали имеется углубление или отверстие, форму которого нужно показать. Примерами таких деталей являются валик со шпоночной ...

Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...

Концепция и стратегия развития ДОУ
Концепция (от лат. conceptic) — понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результат ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru