Психолого-педагогическая классификация учебных дисциплин и их предметно-методическая презентация

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Психолого-педагогическая классификация учебных дисциплин и их предметно-методическая презентация

Страница 2

На основе предложенной классификации можно выделить два аспекта операционализации проектирования педагогической технологии. Первый из них может быть представлен в следующей ориентировке;

а)"структурно-ориентированная" организация предметного знания предполагает акцент на основах концептуальных построений учебного предмета при отборе учебного материала; на алгоритмах действия при знакомстве учеников с ним и отработке ими "навыков" предметно-специфического мышления;

б)"позиционно-ориентированная" организация предполагает акцент на феноменологии предмета и языках его описания при отборе содержания обучения, на ориентировочных Предметно-смысловых схемах при знакомстве учеников с содержанием и отработке умений "конфигураторного" типа;

в)"смысло-ориентированная" организация - при отборе содержания обучения ориентированного на вписывание личности в национальный и мировой культурный процесс; при знакомстве учеников с выделенным содержанием и "движении в предмете" - на создание ситуаций психологически адекватных их возможностям "опознания" себя в материале и формирование у них умений выражать себя.

Второй аспект проблемы разработки технологии личностно-ориентированного обучения может быть представлен ситуацией выбора средств "специфического" обеспечения обучения с ориентацией на параметры личностного развития. Подобный выбор может осуществляться с использованием следующей таблицы:

Параметры личностного развития

Группы учебных предметов

структурнориентир.

позиционно-ориентир.

смысло-ориентир.

мотивация

познават. интерес

точка зрения

ценности этические и эстетические

рефлексия

основания рассуждений

сравнение позиций

выражение "Я"

самостоятельность

аргументац. высказывай.

умение слушать

разнообразие выражения

эмоции

истина

уважение позиции

красота

Предложенная краткая интерпретация классификации учебных дисциплин позволяет предложить вариант психолого-дидактического анализа их предметно-методической презентации, которая по нашей схеме проектирования педагогической технологии составляет ее необходимый этап. Для наглядности нашего подхода в решении данного вопроса воспользуемся таблицей.

Содержательно методические аспекты

Типы учебных дисциплин

 

организации обучения

структурно-ориентирован.

позиционно-ориентирован.

смысло-ориентирован.

1. Содержание

1.1 Уровень общности научных понятий

всеобщее

общее

единичное

1.2 Соотношение предметно-спец., общелогического и предметно-личностного

предметно-спе-цифич. = общелогическому предметно-личностного

предметно-специфич. == общелогическому = предметно-личностного

предметно-спе-цифич. = предметно-личностному общелогического

1.3 Проблемность

"операционная" эвристики

алго - твор-ритм чество

"организационная" конформизм конф - кон-

ликт сенсус

"смысловая"

знак термин символ

2. формы и методы

2.1, Акценты и спец. упражнения

логика

социально-психологический тренинг

тренинг личностного роста

2.2 Характер управления

формирование

ориентирование

стимулирование

2.3 Самостоятельность

"квазиисследование

"кооперация" позиций, полей

самовыражение

2.4 Характер объяснений

индукция-дедукция

создание условий для смены позиции, точки зрения .

создание условий для вчувствования, эмпатии, сопереживания

2.5 Специфика презентации учебного материала

наглядно-образная

наглядно-действенная

образно-действенная

2.6 "Базовая технология

задачная

коммуникативная

личностного роста

3. Контроль

умений, навыков, способности объяснить

Умений, навыков, способности толковать

Умений, навыков, способности понимать

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Комплекс профессионально–педагогических качеств учителя литературы
Феномен профессионально–педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной ст ...

Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Коррекционно-логопедическая работа проводилась с детьми систематически и поэтапно. В начале учебного года в речи детей наблюдались бедность языка, нарушался порядок слов в предложении. Имелись нарушения связности повествования. Наблюдался пропуск слов при рассказывании. Для оценки эффективности кор ...

Как перевести целое число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления
Для перевода целого десятичного числа N в систему счисления с основанием q необходимо N разделить с остатком ("нацело") на q, записанное в той же десятичной системе. Затем неполное частное, полученное от такого деления, нужно снова разделить с остатком на q, и т.д., пока последнее получен ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru