Современные подходы к организации школьного процесса

Страница 11

К сожалению, несмотря на то, что все понимают и поддерживают необходимость формирования и развития коммуникативной компетенции, результаты, которые демонстрируют выпускники школ на ЕГЭ по русскому языку в части С, не впечатляют: некоторые учащиеся не владеют коммуникативными навыками даже на базовом уровне. Значит, ещё не все учителя-словесники осознают важность этих навыков для будущей жизни подрастающего поколения или, осознавая, не ведут целенаправленную и системную работу по овладению ими. При анализе методических пособий для учителя по русскому языку и литературе обнаруживаются те же недостатки, хотя в последние три-четыре года некоторые издания (“Просвещение”, “Владос”, “Дрофа”) обратились к решению обозначенной проблемы. Таким образом, деятельно-коммуникативный подход в обучении нуждается сегодня в пристальном внимании как со стороны педагогов, так и методистов.

Социокультурный подход

Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром Культуры: на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе ДОУ следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.

Содержание образования как показатель его качества.

Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от узкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.

Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Сегодня каждому педагогическому коллективу необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения, и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы ребенка в освоении и применении знаний.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Похожие статьи:

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Структура высшего образования в Японии
Начальное образование 28 апреля 1952 г., после подписания Сан-францисского мирного договора и возвращения суверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор на сохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курс морального обучения. Национальному образов ...

Характеристика типичных профконсультационных ситуаций
Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана). Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию. Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность с ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru