Современные подходы к организации школьного процесса

Страница 9

Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.

Коммуникативный подход

Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три узловых компонента: креативность, овладение информационными технологиями и коммуникативными навыками. Особое внимание следует уделить последнему компоненту. Например, в “Примерной программе основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения” коммуникативная компетенция стоит на первом месте перед языковой, лингвистической и культуроведческой. Под коммуникативной компетенцией подразумевается “овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения”.Например, в “Примерной программе среднего (общего) образования по русскому языку…” следует дополнение о том, что различные сферы и ситуации общения должны соответствовать опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся старшей школы. Одним из требований к уровню подготовки выпускников по русскому языку является “удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения”. Аналогичные мысли нашли своё отражение и в программах по литературе: здесь важнейшим общеучебным умением является “владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей”.

О коммуникативных задачах языка написано достаточно много книг и статей. Так М.А.К. Халидей разработал теорию функций языка, среди которых он выделил семь:

способствующая, которая предполагает использование языка для достижения какой-либо цели;

регулирующая, предполагающая контроль над поведением других;

функция взаимодействия, которая нужна для использования языка во взаимодействии с другими людьми;

личностная функция, предполагающая использование языка для выражения личных чувств и мыслей;

эвристическая функция, предполагающая использование языка для приобретения знаний и информации;

функция воображения, связанная с использованием языка для создания воображаемого мира;

репрезентативная функция, предполагающая использование языка в целях обмена информацией.

В соответствии с этой теорией, особое значение придается практике как способу развития коммуникативных умений, т.е. деятельностному подходу. В школьных программах это также учтено. Поэтому мы будем говорить о деятельностно-коммуникативном подходе в обучении русскому языку и литературе. Практически на каждом уроке у учителя имеется возможность для формирования классических коммуникативных навыков, к которым относятся публичное выступление, межличностное общение и совместная работа в группах.

Предполагается, что учителя в коммуникативном обучении играют несколько ролей, основными из которых являются две. Первая заключается в содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса, а также обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. Согласно второй роли, учитель должен действовать как независимый участник в группе, где происходит процесс обучения. Последняя роль непосредственно связана с целями первой роли. Эти главные роли, в свою очередь, подразумевают систему второстепенных ролей для учителя, во-первых как человека, способного организовывать учебный процесс таким образом, чтобы содействовать максимальной мобилизации возможностей, и, во-вторых, как человека, контролирующего внутриклассные действия и процедуры. Дополнительную третью роль, трактуют как роль исследователя и человека, сохранившего любознательность, где необходимо иметь соответствующие знания и возможности, а также опыт. Учитель в коммуникативном обучении несет ответственность за определение потребностей обучаемых и поиск путей удовлетворения последних.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Похожие статьи:

Виды игр, используемые на занятиях, методика их проведения
Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, на каждом кружковом занятии я стараюсь использовать что-то новое или уже хорошо забыто старое, а также применять игры наиболее полюбившиеся детям. Существует бо ...

Основные понятия деятельностного подхода
Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категории и основных понятий. В этих целях проведем весьма условную классификацию этих категорий, исходя их различных аспектов деятельностного подхода. В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер ...

Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников
Формирование правового сознания личности является результатом правового воспитания, которое предполагает усвоение ребенком старшего дошкольного возраста суммы элементарных правовых представлений; формирование нравственно-правовых чувств; привитие навыков поведения, которые соответствуют требованиям ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru