Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам как социально-педагогическая проблема

Педагогика и воспитание » Использование Интернет-технологий в обучении английскому языку » Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам как социально-педагогическая проблема

Страница 2

Однако, наряду с достоинствами компьютеров, Носенко Э.Л. , Ломов Б.Т. отмечают и некоторые недостатки их применения в учебном процессе. Диалектичность педагогических явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это замечание имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации обучения, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

Как показывает анализ психолого-педагогических и дидактических исследований (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, О. К. Тихомиров), необходимым потенциалом для развития самостоятельности и творчества школьников, доступом к новым источникам учебной информации, возможностью использования компьютерного моделирования обладают информационно-коммуникационные технологии обучения. На их основе возможно формирование во многом новой среды обучения.

Современные образовательные процессы не могут проходить без привлечения широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации.

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте.

Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:

– временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных технологий;

– техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т.п.). Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер;

– организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевидна потребность учителя в квалифицированном помощнике (например, в лице лаборанта или учителя информатики).

При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством. Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства.

Развитие информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление миллионам людей образовательных услуг высокого качества при сокращении удельных затрат на образование. По оценкам исследователей существующего положения использования компьютеров в образовательном процессе, стихийная стадия компьютеризации системы образования подходит к концу, информационная технология стала повседневностью педагогической практики. Именно преподаватель, действующий в новой образовательной системе, обеспечит успешное функционирование образования в современном мире.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Сотрудничество родителей со школой
Воспитательная эффективность мероприятия проявляется в самореализации ребенка, его активности и удовлетворенности успехами. Лучшим методом воспитания привычки и занятиями физическими упражнениями является личный пример родителей школьника. Участие взрослых в совместном празднике имеет большое значе ...

Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского
Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru