Особенности профессиональной ориентации на современном этапе

Педагогика и воспитание » Профориентация учащихся как педагогическое явление » Особенности профессиональной ориентации на современном этапе

Страница 2

В 40 – 50-е годы в период "тестологического бума" идея Парсонса получила дальнейшее развитие. С помощью психодиагностических процедур выявлялись наиболее выраженные склонности и способности человека и проверялось их соответствие определенному кругу профессиональных требований.

К 70-м годам акцент постепенно перемещается в сторону "воспитания у молодежи способности делать выбор, то есть учитывать при выборе профессии объективные и субъективные условия и факторы". В этот период в Советском союзе получает развитие воспитательная концепция профессиональной ориентации.

В 80-е годы и первой половине 90-х годов основное внимание уделялось воспитательному и развивающему подходам. Учитывались не только развивающиеся качества и меняющиеся требования профессии, но и изменения в самом обществе, где на первый план выходит идея жизненного и профессионального "успеха". При этом использовались как психодиагностические методы, так и методы профессиональной информации, а также активизирующие средства, способствующие построению профессионального плана, приобретению опыта в избираемой профессиональной сфере.

Профориентационная работа среди школьников носит бессистемный, эпизодический характер. Профориентационные услуги не стали пока действенным средством формирования жизненного пути учащихся, построения их профессиональной карьеры. Эти тревожные тенденции подтверждаются рядом социологических исследований. Исследования профессиональных намерений и жизненных планов выпускников 2001 года, проведенные в 23 городах и районах Московской области, с участием 3122 учащихся девятых классов и 2255 учащихся одиннадцатых классов, показали, что лишь около 10 % выпускников намерены работать на производстве. Список выбираемых профессий очень беден, причем выбор профессий нельзя считать осознанным.

По данным опроса в период с 1999 по 2005 гг. профессиональные ориентации выглядели так (средний показатель):

среди юношей: предприниматель – 14%; шофер – 14%; юрист – 7%; военный – 6%; менеджер – 6%; инженер – 5%; медработник – 4%; артист, писатель, художник – 3%; ученый-исследователь – 3%; профессиональный вор или мошенник – 3%; фермер – 1%; учитель или воспитатель – 1%.

среди девушек: юрист – 15%; учитель – 14%; медработник – 12%; домохозяйка – 12%; предприниматель – 10%; менеджер – 7%; артист, писатель, художник – 7%; коммерсант – 7%; выразили желание нигде не работать, но иметь деньги – 4%.

Престижность – еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит (по данным опроса в 2006 году) в глазах молодых людей степень социального статуса различных видов деятельности (наивысший бал – 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7,9%), врач (7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%), владелец магазина (6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5,2%), инженер (4,5%), рабочий (3,9%), тракторист (3,6%).

Как видно из опроса, наряду с ожидаемыми ответами "юрист" и "коммерсант" соседствует профессия "врач". Вместе с тем, опрос показал, что "криминальный авторитет", к сожалению, приобрел некоторую социальную значимость, оттеснив по престижности такие профессии, как школьный учитель и инженер. Это говорит об интеграции криминала в общественное сознание как вполне нормального явления. Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий означает смену приоритетов отдельных специальностей, а не падение престижности и доходности квалифицированного труда вообще.

На основании материалов проведенных исследований можно утверждать: несмотря на многочисленные дискуссии и решения по поводу необходимости повышения престижа работников, связанных с производительным трудом в общественном производстве, абсолютное большинство выпускников средней школы по-прежнему ориентированы на занятия преимущественно умственным трудом.

И поэтому неслучайно, что почти половина отечественных выпускников вузов не могут найти работу по специальности, а каждый третий молодой россиянин считает молодежную безработицу одной из важнейших проблем.

Поиск новых решений в области поддержки профессионального самоопределения молодежи должен быть направлен на формирование профориентационной компетентности. Она может рассматриваться как результат оказанной подростку педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы и выражается в готовности школьника:

испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, продуктивном освоении образовательной среды;

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Место курса в системе дополнительного образования
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с о ...

Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...

Основные направления методической системы обучения ООП в условиях информатизации образования
Основные элементы объектно-ориентированного программирования Характерные идеи и методы программирования, и соответствующий образ мышления образуют так называемую парадигму программирования. Между парадигмами и языками программирования высокого уровня существует прямая связь. Для ответа на вопрос, к ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru