Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладевания знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ребенка – показатель его умственного развития.
Так же, как объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития человека, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Осознание этих объективно существующих связей позволило выделить основные принципиальные положения, которые, начиная с К. Д. Ушинского, постоянно развивались в методике, положены в основу программы и на которые опирается современная практика работы по развитию речи в школе, а именно:
- связь работы по развитию речи с развитием мышления
- взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.
Педагогической практикой проверены положения психологов и методистов о значении работы по развитию речи для развития мышления и работы по развитию мышления для развития речи.
Проблемы развития речи у детей в советское время развивались такими научными деятелями, как: В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ, Н. И. Политова, М. И. Буянов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и многими другими.
Состояние исследования проблемы формирования письменной речи у младших школьников не соответствует её значимости для развития их психических функций. В большинстве работ по этой теме разрабатывался вопрос об усвоении учащимися моторных навыков письма, правописания, пунктуации, в то время как процесс развития письменной речи как деятельности построения семантически целостных текстов оставался неисследованным. Не изучены, в частности, условия, мотивирующие процесс усвоения письменной речи школьниками, а также не выделен состав действий, обеспечивающих её функционирование как специфической формы речи.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что в реальной практике обучения навыкам речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Известно, что большинство младших школьников не может самостоятельно выстроить текст, выражающий их мысли и чувства.
Целью данного исследования является: выделение условий формирования устной и письменной речи как специфического средства общения и обобщения у детей дошкольного возраста; определение предпосылок различных речевых нарушений.
Задачи данного исследования:
1) Определить предпосылки нормального развития как устной, так и письменной речи у детей;
2) Представить типологию речевых нарушений у детей;
3) Рассмотреть социальные, психологические и др. причины нарушений детской речи;
4) Выявить потребности, которые стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит.
Нами использовались в основном два метода: метод лингвистического описания и метод количественного подсчета.
Материалом для работы послужили наблюдения за детской речью.
Похожие статьи:
Классификация видов графики
Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии ...
Методика обучения учащихся решению задач
Этапы решения геометрических задач: I Этап: Выделение требования задачи, объектов и отношений между ними, выполнение рисунка, отметка на нем данных и искомых элементов, краткая запись условия и заключения задачи. Какая фигура дана? Что известно? Что необходимо найти? II Этап: Анализ условия и требо ...
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Фонематические представления у детей формируются в результате наблюдений з ...