Организация образовательной деятельности

Педагогика и воспитание » Организация образовательной деятельности

Обучение является основной категорией педагогики и в целом представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования.

В педагогике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса – воспитывающая и обучающаяся.

Основу обучения составляют – знания, умения и навыки. Названные элементы выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников − в качестве продуктов усвоения.

Знания − это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.

Умения − готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки − компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая − воспитываем, воспитывая − обучаем.

Установленная двусторонность в обучении предполагает определение субъектов образовательного процесса. Необходимо отметить, что педагог и ученик (ученики), каждый, представляя некий общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса.

Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью, и осуществляется она двумя направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоением. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием двумя его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

В целом, можно констатировать, что образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Похожие статьи:

Конспект сюжетно-ролевой игры: «Путешествие в страну добрых дел и хороших поступков»
Программное содержание: 1.Продолжать формировать у детей положительные моральные качества. 2.Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. 3.Помочь детям наладить взаимодействие в совместных играх, раскрыть содержание, связь и соотношение разыгрываемых ролей. 4 ...

Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст н ...

Укрепление материально-технической и финансовой базы
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в ре ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru