Структура воспитательной системы выглядит так:
1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
5) среда системы, освоенная субъектом;
6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:
Ÿ индивидуально-групповой;
Ÿ ценностно-ориентационный;
Ÿ функционально-деятельностный;
Ÿ пространственно-временной;
Ÿ диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это - классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые, участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательном процессе.
Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:
1 - цели и задачи воспитания,
2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы,
3 - принципы построения воспитательной системы школы.
Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из таких элементов, как:
1 - системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
2 - основные функции воспитательной системы;
3 - педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школьного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность воспитательной системы, ее функционирование и развитие.
Пространственно-временной компонент: он состоит из таких элементов, как:
1 - эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
2 - отношения и связи школы с социумом;
3 - роль и место школы в воспитательном пространстве района.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.
Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.
Похожие статьи:
Типы отклонений
Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее. Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и полов ...
Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами
развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...
Песня на уроке английского языка
1. Песни и музыка в процессе формирования фонетических навыков. Формирование фонематического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение те ...