Структура воспитательной системы школы

Структура воспитательной системы выглядит так:

1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

5) среда системы, освоенная субъектом;

6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:

Ÿ индивидуально-групповой;

Ÿ ценностно-ориентационный;

Ÿ функционально-деятельностный;

Ÿ пространственно-временной;

Ÿ диагностико-аналитический.

Индивидуально-групповой компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это - классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые, участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательном процессе.

Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:

1 - цели и задачи воспитания,

2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы,

3 - принципы построения воспитательной системы школы.

Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из таких элементов, как:

1 - системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

2 - основные функции воспитательной системы;

3 - педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школьного сообщества.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность воспитательной системы, ее функционирование и развитие.

Пространственно-временной компонент: он состоит из таких элементов, как:

1 - эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;

2 - отношения и связи школы с социумом;

3 - роль и место школы в воспитательном пространстве района.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.

Похожие статьи:

Расположение и обозначение разрезов
Рис.7. Чертеж с различными разрезами. На одном чертеже может быть несколько разрезов, например фронтальный, горизонтальный и профильный (рис. 3 и 7). При определении количества необходимых разрезов стремятся дать наименьшее их количество, обеспечив при этом достаточную ясность чертежа. Фронтальный ...

На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом
Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду? В значител ...

Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru