Приемы формирования читательских умений у младших школьников

Педагогика и воспитание » Формирование читательских умений у младших школьников » Приемы формирования читательских умений у младших школьников

Страница 1

Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения.

Формироваться умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение авторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения, определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения.

Мы использовали приём словесного рисования применительно к поэтическому произведению.

А. Твардовский

Лес осенью

Меж редеющих верхушек И, хвостом мелькая, белка

Показалась синева. Лёгкий делает прыжок.

Зашумела у опушек Стала ель в лесу заметней -

Ярко-жёлтая листва. Бережёт густую тень.

Птиц не слышно. Треснет мелкий Подосиновик последний

Обломившийся сучок, Сдвинул шапку набекрень.

Словесное рисование данного произведения направлено на построение композиции рисунка по следующим вопросам:

Что нарисуем на первом плане?

В данном случае на первом плане можно изобразить редеющий край леса, т.е. несколько деревьев в ярко-жёлтой листве, над которыми виднеется голубое небо.

2) Как об этом сказано у автора?

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

3) Что нужно изобразить неподалёку?

Можно изобразить небольшую ель, стоящую рядом с деревьями. Она будет ещё больше подчёркивать осенний пейзаж.

Стала ель в лесу заметней –

Бережёт густую тень.

4) Что мы ещё не нарисовали?

Белку, прыгающую с дерева на дерево, подосиновик под одним из деревьев.

Следующим этапом является подбор цветового решения. При этом очень важно уделить внимание не столько цвету каждого элемента картины, сколько её общему колориту, выражающему настроение поэта. В иллюстрации к данному стихотворению нужно показать, с одной стороны, контраст ярко-жёлтой листвы с густой зеленью ели и синевой неба, и этим подчеркнуть красоту осеннего пейзажа, а с другой стороны – осеннюю тишину.

В заключение можно предложить для обсуждения следующие вопросы:

1) Каким увидел поэт осенний лес?

2) С каким чувством он описывает его?

3) Какие слова подсказывают нам это?

Очень важно приучить детей вдумчиво выяснять логические связи, заложенные в произведении:

- что является в рассказе самым главным;

- какие причины вызвали события;

- почему совершен тот или иной поступок;

- как следует оценить поведение действующего лица;

- какие чувства возникают при чтении рассказа;

- как автор относится к поступку главного героя произведения.

Одним из приемов помогающим вдумчиво выяснять логические связи, является коллективный анализ художественного произведения.

Урок чтения и коллективного анализа художественного произведения состоит из таких этапов:

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

5. Обобщение.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - анализ - вторичный синтез.

Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

1-й вариант - произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);

2-й вариант - проводятся 3 (или 2) урока:

первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

второй - анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);

третий - обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Классификация методов обучения в дидактике
Методы обучения, выделяемые по источнику знаний: Словесные методы обучения: рассказ, беседа, лекция, которые проводятся для всего класса. Признаки рассказа: предполагает устное повествовательное изложение учебного материала; применяется при изложении учебного материала ознакомительного характера; н ...

Формирование грамматических навыков при работе с поэтическим материалом на уроке английского языка
Многие школьные учителя-практики (и начинающие, и с большим стажем работы) отмечают, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, быстро утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят удовлетворения ни учите ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей
Что же такое одаренность детей в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усв ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru