Экспериментальное исследование проходило в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Птичник» в 3 классе в течение двух месяцев сентябрь- октябрь 2008г.
В эксперименте принимал участие 3 класс в составе - 21 ученика, разделенный на две группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
Констатирующий – целью, которого является определение уровня сформированности читательских умений у младших школьников.
Формирующий – целью, которого является подобрать приемы формирования читательских умений у младших школьников.
Контрольный – цель его, определение эффективности влияния приемов формирования читательских умений у младших школьников.
Для определения уровней сформированности читательских умений применялись следующие приемы и упражнения: словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора. Работа проводилась по стихотворению К.Бальмонта «Осень» см. приложение и рассказа Н.Носова «Огурцы» см. приложение.
На констатирующем этапе мы определяем уровень сформированности читательских умений по следующим критериям:
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
Уровни сформированности читательских умений распределяются следующим образом:
1.Высокий уровень – когда у учащихся сформированы все шесть умений, т.е.: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев. Умение осваивать композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения.
2.Выше среднего - когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев.
3. Средний уровень – когда сформированы три умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев.
4. Низкий уровень – когда сформированы два умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.
Данные констатирующего этапа отражены в таблице 1
Таблица 1
Уровни читательских умений на констатирующем этапе.
Экспериментальная группа |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Низкий | ||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
4 |
40 |
1 |
10 |
4 |
40 |
1 |
10 | |
Контрольная группа |
5 |
45 |
2 |
18 |
3 |
27 |
1 |
9 |
Похожие статьи:
Структура, формы и методы методической работы
Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей. Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. По формам методическая работа делится на групповые и и ...
Контроль и оценка скоростных способностей у младших школьников
Л.П. Матвеев утверждает, что несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдение, оценка и т.п.) в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долг ...
Задачи и методика проведения экспериментального исследования
Для выявления особенностей оценочной деятельности учащихся нами проведено экспериментальное исследование оценочной деятельности учащихся интегрированных классов. Проведение экспериментального исследования поставило перед нами ряд практических задач: 1) определить метод исследования оценочной деятел ...