Анализ и коррекция причин эмоционально личностной дезадаптации школьника

Педагогика и воспитание » Адаптация к школе » Анализ и коррекция причин эмоционально личностной дезадаптации школьника

Страница 3

Приведенный выше пример является только одним из множества случаев, когда наблюдается определенная дисгармония развития познавательной и личностно-эмоциональной, регулятивной сферы психической жизни. В качестве примера сложного переплетения многослойных причинных факторов можно привести такую ситуацию, когда форсированное интеллектуальное развитие (возможно, благодаря «натаскиванию» в семье, к которому прибегают иногда родители-технократы с обостренной делегирующей мотивацией — стремлением воспитать из своего ребенка вундеркинда и гения) не соответствует явному отставанию в развитии эмоционально-коммуникативной сферы. Такая дисгармония дает себя знать в том, что у ребенка не строятся контакты со сверстниками. И это переживается ребенком тем острее, чем сильнее под влиянием восхвалений недальновидного учителя одноклассники третируют «выскочку», «зубрилу» и «ботана». В какой-то момент ребенок вдруг решает для себя «стать как все» и начинает совершенно не с того конца — с резкого ухудшения поведения на уроках и невыполнения учебных заданий. Учитель ничего не понимает. А это, оказывается, слишком далеко зашла ситуация, когда отличник оказывался в классе в позиции «отверженного», скрытно переживая и тяготясь ею.

Нередко в ходе диагностики причин дезадаптации психолог приходит к картине, вскрывающей уже сложившееся хроническое психическое расстройство ясного органического происхождения (черепно-мозговая травма, интоксикация и т. п.) или менее ясного происхождения. В этом случае дальнейшую диагностику должен проводить детский врач-психоневролог или медицинский психолог. Рассмотрение этих нарушений выходит за рамки данного параграфа. Здесь мы рассматриваем только вопросы диагностики и коррекции временных эмоциональных нарушений (неврозов), не разрушающих базовые психические функции.

Как видим, диагностика причин эмоциональной дезадаптации — один из самых сложных видов диагностики в школе. Ее проведение требует не только овладения разнообразным арсеналом диагностических методик, но и развитого диагностического мышления — умения выдвигать и проверять гипотезы, сочетать изобретательность в диагностическом поиске с внутренней самокритикой — с умением быстро отвергать собственные гипотезы, не выдержавшие проверки при столкновении с новыми фактами и данными.

Такую диагностику квалифицированно может провести только специалист-психолог, причем достаточно опытный. Но и опытный специалист окажется бессильным, если не налажено его тесное сотрудничество с учительским коллективом школы. И дело здесь сводится не только к сбору разнообразной информации и обобщению всех педагогических наблюдений за ребенком на различных уроках, переменах и внеурочных мероприятиях.

Самое главное — организовать сотрудничество психолога с учителями в деле проведения экстренной психолого-педагогической коррекции. Диагностика в данном случае нужна не сама по себе, а именно для быстрейшей и точной коррекции- Не от психолога, а в большей степени от учителей зависит то, каким выглядит в глазах ребенка окружающий его школьный мир.

Выше мы уже говорили о тех случаях, когда сам учитель оказывается невольным патогенным фактором (стрессором) благодаря своей манере, неадекватной по отношению к индивидуальности данного конкретного ребенка. В этом случае коррекционные мероприятия носят отчасти организационный, отчасти методический характер. Но, кроме этого, психолого-педагогическая коррекция нередко включает специальные индивидуальные занятия с ребенком как с участием психолога (задача которого — поднять у ребенка настроение психологическими методами), так и с участием педагога. Задача последнего — устранить дефекты учебной деятельности, которые нередко бывает источниками стойкой неуспеваемости и последующей тяжело переживаемой многими детьми школьной дезадаптации.

Были изучены особенности младших школьников, различные уровни адаптации и дезадаптации, а также методы по предотвращению проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у любого ребенка при поступлении в школу, при встрече с новым коллективом и его отношении со сверстниками. На основе проделанной работы и проведении тестов у детей в возрасте от 5 до 7 лет были получены следующие результаты: в настоящее время большинство из исследуемых дошкольников более или менее адаптированы к учебному процессу (60% испытуемых детей показали положительные результаты и вполне готовы для перехода из стадии дошкольников в категорию детей младшего школьного возраста). Ведь дети в этом возрасте очень восприимчивы к любой информации и впитывают ее «как губка». Поэтому современным дошкольникам, у которых нормальная, полноценная и любящая семья, у которых нет каких либо физических или умственных отклонений, очень легко адаптироваться и приспособиться к любым новым условиям, они легко находят общий контакт с учителями и одноклассниками.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Игры детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности - переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина - "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому пере ...

Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...

Эмпирическое исследование особенностей профессиональной ориентации на современном этапе
В исследовании приняли участие 15 девятиклассников и 13 одиннадцатиклассников МОУ «СОШ №1». Целью эмпирического исследования явилось выявление особенностей профориентации на современном этапе, определение типа направленности личности и склонностей к определенному типу профессий для того, чтобы опре ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru