Диалектичность понимания достигается с помощью различных приемов рефлексии:
выделение причин явлений,
восприятие личности в различных временных срезах,
прогноз развития,
сомнение, анализ результатов,
выдвижение новых проблем воспитания и т. д.
В процессе упражнения такие приемы становятся рефлексивными умениями.
Социально-перцептивная рефлексия осуществляет функцию регуляции
педагогического общения в условиях рассогласования стратегий (целей и основных средств воспитания, направленных на обеспечение следующего этапа развития) и тактики (учёта оперативно-текущей информации о проявлениях свойств и состояний ученика) педагогического воздействия. Отсутствие стратегии, когда учитель действует только исходя из наличной ситуации и оценивая её на основании конкретного поступка ученика без учёта всей совокупности свойств его личности, часто приводит к конфликту с учащимися.
И наоборот, предвидение действий ученика в разнообразных психолого-педагогических ситуациях позволяет учителю скоординировать стратегию с тактическими приёмами педагогического воздействия, направленного на развитие личности.
Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я — глазами других»). Для учителя значимыми другими являются, прежде всего, учащиеся, а также коллеги, администрация школы, родители учащихся.
Данный вид рефлексии входит в структуру профессионального самосознания педагога, реализуясь в форме «Рефлексивного Я».
Экспериментально установлены некоторые особенности коммуникативной рефлексии. В частности, учителя склонны переоценивать предполагаемое мнение учащихся об их коммуникативных качествах и недооценивать мнение учеников об их дидактических умениях и интеллектуально-волевых качествах. С увеличением длительности педагогического стажа и уровня педагогического мастерства точность прогнозов увеличивается .
В целом, «Рефлексивное Я» педагога выполняет регулятивную функцию, так как содержащаяся в нем обратная информация о степени эффективности собственной деятельности постоянно сопоставляется с другими компонентами профессионального самосознания («актуальным Я» и «идеальным Я»), что приводит, в конечном итоге, к его перестройке, поднятию на новый, более высокий уровень.
Адекватность коммуникативной рефлексии влияет на регуляцию взаимоотношений с учащимися и стиль педагогической деятельности. При адекватности коммуникативной рефлексии самооценке учителя и оценке его учащимися достигается высокий уровень взаимопонимания с ними при демократическом стиле отношений.
Когда при высоком уровне коммуникативной рефлексии самооценка учителя не совпадает с мнением о нём учащихся, учитель тяготеет к авторитарному стилю отношений.
При пониженной потребности учителя знать мнения о нём учащихся, наличии положительных коммуникативных черт (доброжелательность, незлопамятность, умение общаться с учащимися, демократизм в общении с ними) и адекватной самооценке учитель склонен к либеральному стилю отношений.
У учителя с низкой адекватностью самооценки и коммуникативной рефлексии не умеют общаться с детьми умеют общаться с детьми, тяготеют к авторитарному или ситуативному стилю отношений.
Степень адекватности коммуникативной рефлексии учителей влияет на формирование их личностной рефлексии, т. е. на осмысление собственного сознания и своих действий самопознания. В свою очередь личностная рефлексия («Актуальное Я») как компонент профессионального самопознания, опирающийся на коммуникативную рефлексию («Рефлексивное Я»), оказывает значительное воздействие на регуляцию педагогической деятельности.
Все виды рефлексивных процессов реализуются на различных уровнях: поведенческом, аффективном, гностическом.
Для педагогической рефлексии (коммуникативной и личностной) поведенческий уровень характеризуется отражением и переосмыслением внешних проявлений психики человека, фактов поведения и деятельности, как с точки зрения самого субъекта, так и с точки зрения восприятия его другими людьми.
На аффективном уровне субъект не только эмоционально оценивает свое поведение, но и прогнозирует эмоциональное отношение к нему других лиц.
Гностический, самый высокий уровень развития рефлексии, проявляется в процессе опосредованного понимания самого себя, основанного на представлении субъекта о том, как его понимают другие. Этот процесс опирается на логическое мышление, интерпретацию и обобщение, как собственных поступков, так и мотивов своего поведения.
Похожие статьи:
Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии
Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режим ...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»
Программное содержание: 1. Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать сказку «Теремок». 2. Помочь детям выбрать тему игры, объединяя 2 сюжета, способствовать развитию сюжета игры. 3. Закреплять знания детей о профессиях, о культуре поведения. 4. Воспитывать положительное и доб ...
Преподавание природоведения в 5 классе. Проведение бинарного урока в 5
классе
В 5 классе школы учащиеся работают по учебнику: Базанова Т.И., Новак Е.В., Дербенёва А.Г. и др. Природоведение: Учебник для 5-го класса.-Х.: Мир детства, 2005. – 192 с. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы ...