Все ли учащиеся поняли задание

Страница 2

Говоря об оптимальном развитии каждого школьника, я имею в виду необходимость:

Ø использовать индивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика;

Ø выявлять особо одарённых учеников и целенаправленно развивать их способности.

Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные способности и учитывать склонности каждого ученика. Принимать во внимание особые интересы слабоуспевающих и малоактивных учащихся, использовать эти интересы, развивать связанные с ними знания и способности с помощью целенаправленных домашних заданий – вот что необходимо для того, чтобы разорвать заколдованный круг: слабый ответ – негативная оценка – неудача – дезинтерес. Индивидуальная работа с учениками при выборе домашнего задания предусматривает дифференцированный подход, обращение к конкретному школьнику, знание его особенностей, слабых и, в первую очередь, сильных сторон. В этом суть: не заострять внимание на возможных недостатках, так как они и так постоянно подчёркиваются. Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Для хорошо успевающих и одарённых школьников такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Этим я и занимаюсь вот уже десять лет. Мне повезло, что в классах, которых я работаю, сидят 8, 14, 16, иногда 24 ученика. Конечно, я знаю, на что способен каждый мой ученик.

Дифференцированные домашние задания решают и другую важную задачу. Они могут и должны раскрыть перед школьниками преимущества коллективной деятельности. Группы учащихся должны быть гетерогенными, т.е. охватывать «сильных» и «слабых», активных и менее активных учеников. Например, одна группа сообщит о найденных сведениях о Пифагоре, другая докажет теорему Пифагора как в учебнике, третья – найдет другое доказательство, четвёртая – покажет несколько ключевых задач, решаемых с помощью теоремы Пифагора. И в каждой группе найдётся задание каждому ученику по его знаниям и возможностям.

Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха тем школьникам, которые слабо успевают по математике. Такие задания даёт им возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даёт возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развивать свои интересы до глубокой увлечённости, и тех и других научить самостоятельному познанию.

При подготовке домашнего задания каждый учитель должен выяснить, требует ли оно участия всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание.

Дифференциация проявляется ещё и в том, что вместо обязательных заданий отдельные ученики получают советы для выполнения добровольно выбранной ими домашней работы. Если пробудить интерес учащихся к проблеме, то даже сложное домашнее задание (например, в 6 классе найти, сколько диагоналей содержит десятиугольник!) может быть поставлено в качестве добровольного, и это скорее мобилизует силы школьников, чем обременительное «обязательное задание». Особенно часто в старших классах я применяю выборочные домашние задания, которые позволяли лучше учитывать интересы и склонности, а также различные возможности каждого отдельного ученика. Но добровольность не должна вести к тому, чтобы учащиеся совсем не занимались видами деятельности, необходимыми для их развития, «отказывались» от них, поскольку «задание ведь добровольное!». Добровольность задания предполагает не меньший, а больший вклад в развитие личности. Надо изучить воспитательные возможности добровольного домашнего задания и использовать его для повышения эффективности преподавательской и воспитательной деятельности. И особенно важно связать качество выполнения добровольного домашнего задания с результативностью всего урока и успешностью обучения всего классного коллектива. Если домашнее задание является интересным и личностно значимым, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли для школьника. В этом и заключается педагогическая ценность добровольного домашнего задания.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Операционализация характеристик педагогических "составляющих" учебной ситуации
Проблемы диагностики качества развитости учащихся В педагогике сложилась определенная практика диагностики развитости учащихся, основанная на выделении ее параметров в двух относительно независимых сферах: когнитивной и собственно личностной, куда относятся мотивация, ценности, особенности эмоциона ...

Гигиена письма леворуких детей
Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к ра ...

Вопросы выбора колледжа или университета
При выборе университета или колледжа американцам нужно узнавать не только о требованиях для поступления в учебное заведение (и о плате за учение), им приходится также думать и о многом другом. Им необходимо знать следующее: Какой диплом дает колледж? Каков срок обучения? На факультетах университета ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru