1. Педагогам и психологам в процессе профориентационной работы важно учитывать и выполнять:
знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологических характеристик;
изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности;
создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я;
поддержание адекватной самооценки, оказание оперативной помощи и поддержки;
помощь в освоении технологии профессионального самосохранения;
выработку профессионально значимых компетентностей учащихся;
выявление индивидуальных возможностей учащихся, соотнесение их с требованиями профессии;
выявление наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся и проверку соответствия их определенному кругу профессиональных требований;
помощь в дальнейшем трудоустройстве.
2. Учащимся для правильного выбора будущей профессии необходимо учитывать и выполнять:
учет своих психологических характеристик, склонностей и способностей;
проверку с помощью взрослых соответствия выраженных склонностей и способностей определенному типу профессий;
наличие адекватной самооценки, способностей к саморегуляции жизнедеятельности;
выработку профессионально значимых компетентностей – информированность, представления, знания некоторых алгоритмов при решении ситуационных задач жизненного и профессионального самоопределения, готовность воспользоваться психолого-педагогической поддержкой самоопределения;
учет объективных и субъективных факторов и условий при выборе профессии.
3. Родителям для эффективной помощи своим детям при выборе будущей профессии необходимо учитывать и выполнять:
знание возрастных особенностей ребенка;
позитивное отношение к ребенку, внимание, принятие, уважение, одобрение, доверительные беседы;
умение признавать, исправлять свои ошибки, и тем самым помогать исправлять ошибки своему ребенку без упреков;
формирование у ребенка веры в успех, создание ситуации успеха для повышения самооценки и уровня мотивации к профессиональной деятельности;
умение выражать поведенческую поддержку через содействие – прикосновение, подсказку как лучше поступить, совместная деятельность, а также оказание эмоциональной поддержки;
воспитание способности делать самостоятельный выбор без посторонней помощи.
В нашей работе изучались особенности профориентационной работы на современном этапе. Перед нами стояла задача определить, насколько эффективна работа по профориентации в школе сегодня.
Проследив особенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжении восьмидесяти лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлого столетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда стали учитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный и профессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежь начала активно осваивать востребованные в то время профессии.
Сегодня картина профессионального самоопределения немного изменилась, поскольку запросы нового поколения не совпадают с обстановкой на рынке труда. Это связано с тем, что самыми престижными профессиями на сегодня являются юрист и экономист, а востребованные рабочие специальности утратили свою актуальность среди современной молодежи.
Проведя исследование на базе МОУ «СОШ №1», на основе полученных результатов мы можем сделать следующие выводы. Профориентационная работа сегодня носит системный характер и имеет положительные результаты. Это связано с периодическим изучением склонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующие типы профессий. Также по данным исследования мы пришли к выводу о том, что современные школьники при выборе будущей профессии и своего будущего учитывают свои выраженные склонности и способности благодаря эффективной профориентационной работе и психологическому сопровождению учащихся в школе.
Похожие статьи:
Философские основы экологического образования
Сколько-нибудь длительное существование человека и общества предлагает знания и соблюдения хотя бы минимум экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, метод проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности, через си ...
Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста, характеристика ее
компонентов через анализ изученной литературы
Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспита ...
Особенности формирования словообразования существительных у
дошкольников с ОНР
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Общее недоразвитие речи может наблю ...