Методические рекомендации педагогам, психологам, учащимся и их родителям по организации эффективной профориентационной работы

Педагогика и воспитание » Профориентация учащихся как педагогическое явление » Методические рекомендации педагогам, психологам, учащимся и их родителям по организации эффективной профориентационной работы

1. Педагогам и психологам в процессе профориентационной работы важно учитывать и выполнять:

знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологических характеристик;

изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности;

создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я;

поддержание адекватной самооценки, оказание оперативной помощи и поддержки;

помощь в освоении технологии профессионального самосохранения;

выработку профессионально значимых компетентностей учащихся;

выявление индивидуальных возможностей учащихся, соотнесение их с требованиями профессии;

выявление наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся и проверку соответствия их определенному кругу профессиональных требований;

помощь в дальнейшем трудоустройстве.

2. Учащимся для правильного выбора будущей профессии необходимо учитывать и выполнять:

учет своих психологических характеристик, склонностей и способностей;

проверку с помощью взрослых соответствия выраженных склонностей и способностей определенному типу профессий;

наличие адекватной самооценки, способностей к саморегуляции жизнедеятельности;

выработку профессионально значимых компетентностей – информированность, представления, знания некоторых алгоритмов при решении ситуационных задач жизненного и профессионального самоопределения, готовность воспользоваться психолого-педагогической поддержкой самоопределения;

учет объективных и субъективных факторов и условий при выборе профессии.

3. Родителям для эффективной помощи своим детям при выборе будущей профессии необходимо учитывать и выполнять:

знание возрастных особенностей ребенка;

позитивное отношение к ребенку, внимание, принятие, уважение, одобрение, доверительные беседы;

умение признавать, исправлять свои ошибки, и тем самым помогать исправлять ошибки своему ребенку без упреков;

формирование у ребенка веры в успех, создание ситуации успеха для повышения самооценки и уровня мотивации к профессиональной деятельности;

умение выражать поведенческую поддержку через содействие – прикосновение, подсказку как лучше поступить, совместная деятельность, а также оказание эмоциональной поддержки;

воспитание способности делать самостоятельный выбор без посторонней помощи.

В нашей работе изучались особенности профориентационной работы на современном этапе. Перед нами стояла задача определить, насколько эффективна работа по профориентации в школе сегодня.

Проследив особенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжении восьмидесяти лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлого столетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда стали учитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный и профессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежь начала активно осваивать востребованные в то время профессии.

Сегодня картина профессионального самоопределения немного изменилась, поскольку запросы нового поколения не совпадают с обстановкой на рынке труда. Это связано с тем, что самыми престижными профессиями на сегодня являются юрист и экономист, а востребованные рабочие специальности утратили свою актуальность среди современной молодежи.

Проведя исследование на базе МОУ «СОШ №1», на основе полученных результатов мы можем сделать следующие выводы. Профориентационная работа сегодня носит системный характер и имеет положительные результаты. Это связано с периодическим изучением склонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующие типы профессий. Также по данным исследования мы пришли к выводу о том, что современные школьники при выборе будущей профессии и своего будущего учитывают свои выраженные склонности и способности благодаря эффективной профориентационной работе и психологическому сопровождению учащихся в школе.

Похожие статьи:

Сущность деятельностного подхода в педагогике
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного ...

Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...

Содержание и задачи обучения в старшей группе
Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru