История формирования культурно-досуговой деятельности детей

Педагогика и воспитание » Культурно-досуговая деятельность детей » История формирования культурно-досуговой деятельности детей

Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке времени.

Дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требованиям старших. Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду, игрушки.

В советский период подчинение досуга задачам коммунистического воспитания на многие годы определило характер работы большинства детских внешкольных учреждений, связанных с организацией свободного времени. Досуг должен был воспитывать в идеях современности, современность должна была широкой рекой "вливаться" в досуг, причем организованным путем. Поскольку современность мыслилась как борьба "реакции и революции", то и ребенок должен был стать "солдатом на фронте борьбы", вооруженным марксистским миропониманием, классовым чутьем и пролетарскими интересами.

Участие каждого школьника в клубной работе было обязательным, но выбор формы занятий был добровольным. Наиболее распространенными были кружки: общественно-политический, естествоведения или юннатов, литературный, драматический, изобразительного искусства, музыкальный, физкультуры. В школах силами детей создавались уголки Ленина, пионеров, радио, электрификации, МОПР, Авиахим, "Друг детей", "Долой неграмотность", книги, безбожников, санпросвета, физкультуры. Довольно много времени дети проводили в мастерских: переплетных, столярных, картонажных, швейных, сапожных. Особым успехом пользовались массовые мероприятия. Довольно частым явлением как для города, так и деревни было создание естественнонаучных или юннатских кружков. С одной стороны, такие кружки помогали в изучении школьного курса естествознания, а с другой - становились довольно популярной формой реализации формулы соединения обучения с производительным трудом.

Особой формой клубной работы становились вечера. Это могли быть вечера вопросов и ответов, вечера "чудес", вечера бесед и рассказов, вечера воспоминаний, вечера революционного движения, вечера великих людей и т.д. и т.п. В школе-коммуне Наркомпроса, например, проводили вечер фабрики, который имел комплексный характер. Он состоял из трех отделений, в которых были доклады о технике, фабрике при социализме; чтение отрывков из художественных произведений; коллективная декламация; сцены из истории рабочего движения, частушки, пантомима.

Московский отдел народного образования контролировал работу в каждом городском районе, имевшем свои объединения руководителей по изоискусству и музыкальной работе с детьми. При 7-й опытной станции Наркомпроса был создан кабинет по художественному воспитанию, ставший методической базой всей художественной работы с детьми. Кабинет имел несколько отделов: рисования, художественного слова, театральный и музыкальный.

Наряду с учебно-воспитательными учреждениями досуговая сфера стала составной частью общего процесса формирования "нового человека". Одним из итогов этого процесса стала трансформация как общественного, так и индивидуального сознания.

Похожие статьи:

Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Среди учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до 11%. Характерными признаками задержки психического развития являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас ...

Состояние словообразования существительных у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР третьего уровня
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В ...

Педагогические теории в России в конце 19 – начала 20 вв
Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909) – крупный ученый–анатом, биолог, видный общественный деятель и педагог. Научно-теоретическая и практическая педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта оставила глубокий след в развитии русской педагогики, в частности дошкольной. Его оригинальная теория физическог ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru