Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках истории » Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

Страница 1

Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.

Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Вот один из конкретных примеров. Есть в курсе истории 5 класса тема “Брестская крепость”. На уроке, я считаю, необходимо рассказать ученикам о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника мне кажется сухим и недостаточно эмоциональным. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно прочитать например, отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.

“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.”

Прослушав этот отрывок, у учеников должны возникнуть чувства восхищения, страха, ненависти, гордости. Школьный учебник, к сожалению, такую бурю чувств у ребенка вызвать не может.

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? И в пятом, и в седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.

“На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва…”

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях,- обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я считаю можно зачитать отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.

“…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…”

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Анализ программы кружка «МастерОк»
В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных творческих способносте ...

Структурно-функциональная модель методической службы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
Методист Из чего складывается сотрудничество с родителями? 1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями. На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы: а) Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления. б) Почему необходимо сотруднич ...

Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим факторо ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru