Музыкальное обучение

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

3. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым приятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и вариационными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Похожие статьи:

Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста
Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. В детском ...

Условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи
Кроме поэтапной работы воспитателя с родителями опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений детского сада с семьей также требует соблюдения следующих условий: 1. Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необход ...

Ключевые понятия концепции
Советская система образования - наряду с японской, американской, французской, английской, германской: каждая по своему - принадлежала к числу сильнейших образовательных систем мира. Это не означает, что у неё, как и у всех только что перечисленных, не было никаких недостатков. Главный из них: она б ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru