Возможности обучения и применения социальной компетентности

Основной предпосылкой того, что тренировка социальной компетентности имеет смысл, является допущение, что она является приобретаемой и ей можно научить. Хотя социальная компетентность в числе прочего опирается на врожденные способности индивидуума к взаимодействию, она должна быть, как уже отмечалось, приобретена и натренирована в рамках первичной, вторичной и третичной социализации. При достижении социальной компетентности в процессе социализации не последнюю роль играют культурные нормы и ценности, общественные факторы, поскольку они определяют социальную «желаемость» определенных образцов поведения.

При анализе возможностей реализации социальной компетентности необходимо вернуться к разделению социальной подготовленности (как предпосылки) и социальной компетентности (как реализации). При тренировке социальных способностей создаются предпосылки социально компетентного поведения, для чего передаются определенные знания, и их применение отрабатывается, по крайней мере, в «лабораторных» ситуациях. Наряду с тренингами, которые в последнее время широко предлагаются консультантами в этой области, есть возможность самоподготовки.

Совокупные социальные способности человека основываются наряду с эмоциональными моментами на способностях в области восприятия, анализа и поведения. При развитии социальной компетентности центральное значение имеет приобретение и применение знаний (применение соответствующих схем, образцов поведения).

Источником социального взаимодействия является объективно заданная социальная ситуация, например совещание проектной группы. Эта ситуация определяется содержательными условиями, социальными условиями, пространственно-временными условиями, личностными особенностями. Эта объективная ситуация субъективно воспринимается отдельными участниками, обрабатывается в сознании и связывается с характером задач. Этот процесс представляет собой своего рода «наивный анализ ситуации», который основывается преимущественно на опыте (например, по прошлым встречам) и, по крайней мере, частично, протекает автоматически. В результате возникают эмоции (например, отторжение других участников группы), которые при определенных обстоятельствах ведут к когнитивным реакциям и, наконец, к моторному, наблюдаемому поведению: если член группы воспринимает отрицательную позицию партнера, он будет строить свое вербальное и невербальное поведение соответствующим образом. Оно может быть как социально компетентным (конструктивная дискуссия членов группы по предложению), так и социально некомпетентным. Обусловленные этим последствия поведения влияют на текущее и будущее взаимодействие.

Тренинг социальной компетентности есть процесс обучения, при котором отрабатываются когнитивные процессы (восприятие, сохранение и переработка информации) и образцы поведения. В нашей концепции уделяется большее внимание эмоциональному уровню. В конечном счете, упомянутые способности, являясь предпосылкой социальной компетентности, охватывают соответственно ее когнитивный, конативный и эмоциональный компоненты. Так как знание представленной процессной модели и ее применение в ситуациях социального взаимодействия имеют решающее влияние на социально компетентное поведение, данная модель должна лежать в основе социального тренинга.

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru