Понятие «Я-концепции» и её формирование

Страница 7

Роджерс считает природу человека, по существу позитивной, движущейся к зрелости, социализации и самоактуализации. По его мнению, Фрейд нарисовал картину человека, в глубине души иррационального, несоциализированного, разрушительного по отношению к собственному Я и к другим. Роджерс вполне допускает, что индивид может иногда проявлять себя подобным образом, но в это время он действует как невротик, а не как здоровый человек. Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере.

Итак, в целом феноменалистический подход предстает, как часть важных попыток ряда психологов разобраться в том, что касается непосредственного опыта человека, путем рассмотрения его реального поведения. У этого подхода тем, но менее есть два важных потенциальных ограничения: он может исключать из рассмотрения некоторые весьма существенные переменные и может приводить к ненаучным спекулятивным построениям.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепции можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я-концепции, принадлежат Джемсу, Кули и Миду.

Джемс постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному Я: Я-сознающее - рефлексивно-процессуальное и Я - как объект - содержание сознания, в котором в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я.

Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:

поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

этот ракурс по своей природе субъективен;

всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция,

Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение,

соответственно Я-концепция регулирует поведение;

Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;

расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;

главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

- физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

- социальные идентичности: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально-ролевую, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности и стремлением быть в этой общности;

- дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации (В. В. Столин).

Существуют и другие варианты:

- неосознанные, представленные только в переживании, установки по отношению к себе,

- частные, парциальные самооценки,

- относительно целостная Я-концепция,

Я-концепция как часть системы ценностных ориентации личности и др

Кроме того, Я-концепция описывается с точки зрения содержания и характера представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени (Я-прошлое — Я-настоящее — Я-будущее) (М. Розенберг, Е. Т. Соколова).

Выделяются также динамическое Я (как, по моим представлению человека, он изменяется, развивается, каким стремится стать), «представляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т. п. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Методика использования художественной литературы на уроке истории
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в ...

Этапы взаимодействия и модели сотрудничества
А.А.Петрикевич в своем исследовании рассматривает взаимодействие с семьей как процесс, имеющий свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие детского сада и семьи в несколько этапов: первый ...

Место проведения досуга детей
Начать подготовку к организации детского досуга рекомендуется с поиска места проведения. Важен индивидуальный подход к пожеланиям ребенка. Как бы хорошо вы не изучили его интересы и предпочтения, все же стоит поинтересоваться, что именно ребенок хотел бы видеть на своем празднике: ростовых кукол, к ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru