Методика «Тестовая карта коммуникативной деятельности» показала, что в целом студенты удовлетворительно владеют приёмами общения. При этом, среди студентов группы А большинство (15 человек) продемонстрировали средний уровень коммуникативной деятельности, 1 человек – выше среднего и 2 человека – ниже среднего. Средний балл по группе – 25,72.
В группе В результаты распределились следующим образом: средний уровень коммуникативной деятельности продемонстрировало 17 человек, ниже среднего – 1 человек. Средний балл по группе – 26,22.
Таким образом, можно отметить, что студенты обеих групп на начало обучения показали близкие результаты по когнитивному компоненту эмпатии. Данные представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты выполнения методики «Тестовая карта коммуникативной деятельности» в октябре-ноябре 2008 года
группа |
уровень коммуникативной деятельности |
средний балл по группе | ||
выше среднего, % (чел.) |
средний, % (чел.) |
ниже среднего, % (чел.) | ||
А |
5,56 (1) |
83,3 (15) |
11,1 (2) |
25,72 |
В |
0 (0) |
94,4 (17) |
5,56 (1) |
26,22 |
«Методика оценки способности педагога к эмпатии (по И.М. Юсупову)», проведённая в сентябре 2008 года показала, что среди студентов группы А 1 человек имеет высокую эмпатийность, 15 – нормальный уровень эмпатийности, 2 человека показали низкий уровень эмпатийности. Средний балл по группе – 49,89, что также соответствует нормальному уровню эмпатийности.
Среди студентов группы В не оказалось ни одного человека с высокой эмпатийностью, 16 человек продемонстрировали нормальный уровень эмпатийности, 2 человека показали низкий уровень. Средний балл по группе соответствует нормальному уровню эмпатийности и составляет 47,78.
Результаты по второй методике также не показывают значительной разницы и по эмоциональному компоненту эмпатии среди студентов двух исследуемых групп.
Данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты выполнения «Методики оценки способности педагога к эмпатии (по И.М. Юсупову)» в сентябре 2008 года
группа |
уровень эмпатийности |
средний балл по группе | ||
высокий, % (чел.) |
нормальный, % (чел.) |
низкий, % (чел.) | ||
А |
5,56 (1) |
83,3 (15) |
11,1 (2) |
49,89 |
В |
0 (0) |
88,89 (16) |
11,1 (2) |
47,78 |
Наблюдение за деятельностью студентов во время психолого – педагогической практики показало, что в группе А стабильно проявляли инициативность 5 студентов, эпизодически – 11 студентов, двое – не проявляли инициативы никогда. Учащиеся классов обращались ко всем студентам по самым разным поводам, при этом особой популярностью у детей пользовались 5 человек. Готовность принять на себя ответственность при решении индивидуальной проблемной ситуации продемонстрировали 10 студентов группы А, и четверо студентов проявили такую готовность при решении групповой проблемной ситуации. Средний балл по всем критериям – 3,22.
Ситуация в группе В сложилась следующим образом: стабильно проявляли инициативность 2 студента, эпизодически – 9 студентов, 7 студентов оставались пассивными. Среди студентов данной группы наиболее часто учащиеся обращались к четверым. Готовность принять на себя ответственность при решении индивидуальной проблемной ситуации продемонстрировали 14 студентов, из них 3 – стабильно оказывали учащимся помощь. 10 студентов проявили готовность принять на себя ответственность при решении групповой проблемной ситуации. Средний балл по всем критериям – 3,44.
Данные представлены в Таблице 3.
Похожие статьи:
Проблемы межпредметных связей в школьном обучении
Анализ современных учебников позволяет сказать, что во многих из них в должной мере не реализована идея межпредметных связей, которая необходима для формирования системных знаний. Следует особо отметить, что с накоплением знаний и дифференциацией наук будет появляться опасность изучения и предметов ...
Характеристика внеклассной деятельности подростков
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного про ...
Игра и ее виды как здоровьесберегающая технология
Несомненно, выше перечисленные мной факты говорят об эффективности игры как средства обучения иностранному языку, а также средства воспитания нравственной личности. Но следует принимать во внимание еще один фактор: игровая деятельность как здоровьесберегающая технология. Состояние здоровья подраста ...