В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. Во-первых, речь - наиболее совершенно-ёмкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит её межиндивидуальная функция. Во - вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.
В-третьих, речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.
В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседы. Во втором, речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами. В третьем перед нами письменная речь, овеществлённая в графических символах и знаках.
Это классификация отражает ступени реального развития речи в онтогенезе. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью, как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу), проходит три основные этапа.
На первом этапе ещё не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к её появлению. Ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит сам первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает всё последующее время вплоть до семи лет, когда ребёнок овладевает речью и всё более совершенно и разнообразно использует её для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Только в общении с взрослым перед ребёнком встаёт особая разновидность коммуникативной задачи - понять обращённую к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Поэтому необходимо при рассмотрении каждого из трёх этапов генезиса речевого общения обратить внимание на исследование коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.
Общение как деятельность характеризуется особой потребностью. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребёнка с взрослым. Различают четыре этапа развития потребности в общении ребёнка с взрослым.
Первый этап - потребность во внимании и доброжелательности взрослого (шесть месяцев).
Второй этап - нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении проявляется у ребёнка после овладения им произвольным хватанием.
Третий этап — нужда в уважительном отношении взрослого. Оно возникает на основе познавательной деятельности детей. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, обсуждению явлений и событий предметного мира.
Похожие статьи:
Конспект сюжетно-ролевой игры на тему: «Торговый центр»
Цель. Развитие средств успешной социализации детей в коллективе. Задачи. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании центра; формирование навыков культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми. Игровой материал. ...
Методы контроля знаний, умений и навыков учащихся
Методов закрепления знаний очень много. Иногда достаточно, если сам учитель кратко повторит основные положения проработанного материала, выделяя главное, существенное. Главное в проверке знаний не столько то, чтобы проверить объем и качество усвоения материала, сколько в том, чтобы быть в курсе тог ...
Сущность профессиональной ориентации
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным п ...