Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка – его восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно выделить особенности развития речи в дошкольном возрасте:
· речь открывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
· появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
· ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
· ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
· развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинение инструкции взрослого;
· складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение дидактических и интеллектуальных задач;
· возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
· складывается понимание форм языковой деятельности;
Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
· речь превращается в особую деятельность, имеющие свою форму: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
· завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки .
Похожие статьи:
Виды письма в коррекционной работе
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Рассмотрим отдельные виды пись ...
Понятие социальной компетентности и ее характеристика
Компетентность – это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных обла ...
Состояние словообразования существительных у детей
дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР третьего уровня
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В ...