Рисунок 3 – Распределение детей с ЗПР по уровням, по итогам выполнения методики «Графический диктант»
По результатам выполнения методики «Графический диктант» (таблица 5 и рисунок 3) учащиеся с ЗПР были распределены по следующим уровням:
- у 60% детей выявленные ошибки носят не столь частотный, стойкий характер: они относятся к одной или двум группам их всего многообразия ошибок
- у 40% детей ошибки можно отнести к различным подгруппам, т.к. они носят стойкий, частотный характер.
Таким образом, проанализировав выполнение методик по выявлению специфических ошибок письма у младших школьников с ЗПР, можно сделать вывод, что у них преобладают следующие ошибки:
1) Самая многочисленная группа ошибок связанных с нарушением фонематического восприятия. Эти стойкие, повторяющиеся ошибки, на наш взгляд были вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство и отразились на письме, прежде всего способностью дифференцирования звонкости-глухости, твердости-мягкости звуков. Так, Дима И., смешивая по глухости-звонкости написал крухи (круги), прирота (природа) и т.д Илья С., смешивая по твердости-мягкости написал насьмешка (насмешка), заснут (заснуть), банть (бант), шарфь (шарф) и т.д
Реже в работах детей встречались смешение свистящих-шипящих, сонорных. Так, Иван Б. написал Сереза (Сережа), нашмешка (насмешка), сарф (шарф) и т.д., Алеша П. крёна (клёна), гарки (галки), зелна (зерна) и т.д
Низкая способность к проведению звукового анализа подлежащих к написанию слов отразилась в ошибках следующей группы:
1. Пропусками букв и слогов. Например, Вова С. написал аст (аист), пирода (природа) рыльцо (крыльцо) и т.д., а Полина М. из-за пропуска нескольких букв вообще исказила структуру слова (например, сташка (старушка), мешка (насмешка) и т.д.).
2. Слитное или раздельное написание слов. Например, Максим Т. написал: у брал (убрал), за снуть (заснуть), на смешка (насмешка) и т.д. Миша Ф., наоборот, писал слитно удома (у дома), наветке (на ветке), далим (дал им) и т.д.
Думается, что эти трудности вызваны несовпадением норм орфоэпии и орфографии, которые трудно уловить младшим школьникам с задержкой психического развития в начальный период обучения грамоте. В устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, а на письме отделяются друг от друга. Если ребенок не может уловить и вычленить в потоке речи устойчивые речевые единицы, то возникают ошибки в виде слитного написания смежных слов или раздельного написания частей слова.
2) Другая многочисленная группа ошибок – это отсутствие обозначения границ предложения. Так, например Илья С. при выполнении слухового диктанта написал следующее: «У ома рось клён а ветки клёна зели птицы это галки Сережа даль им крошки хлеба и зерна». Такое написание объясняется тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: графическими, логическими, фонематическими.
Выявленные специфические ошибки письма у младших школьников с ЗПР оформим в таблицу 6.
Таблица 6 - Характерные ошибки у учащихся 2 класса с ЗПР
Перечень нарушений |
Кол-во детей |
% |
Смешение по глухости-звонкости |
8 |
53 |
Смешение по твердости-мягкости |
7 |
47 |
Пропуски букв и слогов |
11 |
73 |
Слитное или раздельное написание слов |
7 |
47 |
Похожие статьи:
Методика использования художественной литературы на уроке истории
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в ...
Анализ методической литературы по теме: «Подобные треугольники»
Учебно-методический комплект включает: Учебник «Геометрия» для 7-9 кл., Атанасян Л.С. и др. Рабочие тетради по геометрии для 7,8 и 9 классов, Атанасян Л.С. и др. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. , Зив Б.Г , Мейлер В.М Задачи по геометрии для 7-11 классов, Зив Б.Г , Мейлер В.М Методи ...
Проблемы межпредметных связей в школьном обучении
Анализ современных учебников позволяет сказать, что во многих из них в должной мере не реализована идея межпредметных связей, которая необходима для формирования системных знаний. Следует особо отметить, что с накоплением знаний и дифференциацией наук будет появляться опасность изучения и предметов ...