Конспект урока по обучению грамоте представлен в Приложении 2.
Наблюдения за детьми в учебной деятельности подтвердили выводы психолого-медико-педагогического анализа:
Учащимся свойственна импульсивность действий.
Малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении письменных заданий.
Отсутствие целенаправленности в работе.
Низкая продуктивность деятельности.
Нарушение или утрата программы деятельности.
Ярко выраженные трудности в ее «оречевлении», которые иногда принимают форму явного несоответствия речи и действия.
Эмоциональный срыв и отказ выполнять задание в ситуации когда от ребенка требуют объяснить процесс его выполнения.
Большое количество ошибок при «безречевом» выполнении задания.
Следующим этапом нашего исследования было изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития. При оценке нарушений письма предшествовало обследование по определению характера специфических ошибок, связанных с недостаточным развитием устной речи ребенка (таблица 2).
Таблица 2 - Характерные ошибки устной речи учащихся с ЗПР
Перечень нарушений |
Кол-во |
% |
Недостаточность произношения свистящих |
3 |
20 |
Недостаточность произношения шипящих |
4 |
27 |
Недостаточность произношения [Р] |
2 |
13 |
Недостаточность фонематических процессов |
7 |
47 |
Неверное составление предложений по опорным словам |
5 |
33 |
Неадекватное использование предлогов |
6 |
40 |
Неверное образование множественного числа существительных |
4 |
27 |
Ошибки словообразования |
8 |
53 |
Ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях |
10 |
67 |
Анализ результатов характерных ошибок в устной речи показал, что всем детям с ЗПР в классе, в большей или меньшей степени, свойственны различные ошибки в устной речи. Так, например, различные нарушения в произношении свистящих были выявлены у Ивана Б., Вовы К., Жени С., недостаточность произношения шипящих у Вовы К., Полины М., Жени С.; недостаточность фонематических процессов, проявившихся в неумении определить в слове первый или последний согласный звук, их последовательность и количество в слове, образовывать слова, заменяя в словах указанные звуки, повторять ряд слогов у Ивана Б., Вовы К., Жени С., Полины М., Алеши П., Вити К., Димы И
Похожие статьи:
Классификация произведений художественной литературы для уроков истории
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. Что мы относим к литературным памятникам? Конечно, это произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведения, ...
Профессиональная Я-концепция педагога
В психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я - профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной. Несмотря на очевидную ...
Проблемы организации практико-ориентированного обучения на
уроках физики
Выделим основные особенности учебных задач, которые, на наш взгляд, не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». Предварительно заметим, что выделенные характеристики относятся не к задан ...