Эстетическая деятельность учителя литературы является синтезированной совокупностью практических умений и теоретических знаний, направленной на решение учебно-воспитательных задач в нестандартных обстоятельствах нестандартизированными педагогическими подходами, создающими условия для полной реализации творческих возможностей каждого ученика. Коммуникативная культура учителя составляет важнейший компонент этой эстетической деятельности.
Профессиональная специфика эстетической деятельности учителя литературы обусловлена множеством субъективных и объективных факторов, как внутренних, так и внешних. Условия, в которые формируется и реализуется педагог, не зависят от личных предпочтений и мотивов, он не может по собственному желанию изменить социально–психологический климат и характер профессиональных отношений с другими педагогами, поменять свой социальный статус или особенности своей семейной жизни. К субъективным факторам можно отнести стремления личности, направленные на понимание, оценку и корректировку своего взаимодействия с окружающим миром. Внутреннюю сферу формирования профессиональной деятельности составляют переживания личности, эмоции и чувства, интуиция и познавательные ресурсы. К внешней относятся профессиональное взаимодействие с другими людьми в пределах определенного вида деятельности. Возможна и своеобразная «миграция» фактора из внешней сферы во внутреннюю: умение услышать собеседника закладывается в рамках семейного воспитания или сформироваться в процессе профессиональной подготовки, но может и появиться как результат самосовершенствования.
Как показывают исследования, эмоциональная сфера учителя литературы является главным источником факторов, влияющих на взаимодействие с учениками; последние придают особое значение именно личностным качествам учителя – чуткости, тактичности, справедливости, объективности и пр. Ученики в процессе личностного формирования, проецируют эти качества на себя.
Эмоциональная сфера учителя определяет специфическое состояние его психологической готовности к уроку. Особое значение для учеников имеют характерные признаки, свидетельствующие о настроении учителя. Эмоции являются действенным средством воспитания и влияния на учеников, без них, вне эмоционального фона, невозможно освоение и закрепление знаний и навыков. Важное место в совокупности эмоциональных проявлений педагога занимают его удовлетворенность процессом и результатами педагогической деятельности [9], противостояние авторитарности собственного профессионального и личностного поведения, приводящей к игнорированию уникальности личности ученика и способствующей проявлению феномена «эмоционального выгорания». Определяющим фактором в процессе формирования и совершенствования эстетической составляющей педагогической деятельности является осознанное использование учителем своего жизненного и профессионального опыта, т.е. выраженная способность к саморегуляции .
Таким образом, главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого–либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях. Педагогическая цель деятельности учителя литературы состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда. Эмоциональная сфера учителя литературы является главным источником факторов, влияющих на взаимодействие с учениками; последние придают особое значение именно личностным качествам учителя – чуткости, тактичности, справедливости, объективности и пр. Ученики в процессе личностного формирования, проецируют эти качества на себя.
Похожие статьи:
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
Теория игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и решена симплексным методом и, наоборот, каждая задача линейного программирования может быть представлена как конеч ...
Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР
Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, над предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку. Неус ...
Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами
развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...