Творческие способности и эмоционально–коммуникативные качества учителя-филогога

Педагогика и воспитание » Профессиональные качества современного педагога » Творческие способности и эмоционально–коммуникативные качества учителя-филогога

Страница 1

Современная педагогическая наука делает акцент на правомерности и эффективности роли учителя – соучастника «образовательных событий», в которых осуществляется концентрация личного эстетического и культурного опыта учеников. В этом контексте формируется сложная в педагогическом отношении задача, стоящая перед учителем и предполагающая организацию на уроке совместной работы учителя и учащихся, в процессе которой будут осваиваться новые способы нестандартного решения образовательных и культурных задач.

В ходе урока учитель литературы должен создать условия, позволяющие воссоздать целостную картину мира и бытия, для «погружения» учащихся в различные ситуации, требующие проявления определенных умений и качеств, обусловленных развитием культурно–эстетического опыта ученика. Литературное образование в отечественной школе сегодня связано с задачами и проблемами совершенствования содержания процесса обучения, его гуманизацией и развитием личности учащегося.

Главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого–либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях.

Для решения педагогических задач в рамках предполагающейся стратегии требуются значительные изменения в деятельности учителя в организации урока литературы и школьного литературного образования. Ядром такого урока становится совокупность собственных прочтений и интерпретаций, составляющих эстетически–коммуникативное событие – глубокое осмысление художественного текста в процессе творческого создания собственного представления о нем.

Педагогическая цель деятельности учителя литературы в этих условиях состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции.

Влияние учителя литературы на рост культурного опыта учеников эффективно при постоянном совершенствовании профессиональных навыков. Эффективность всей организации образовательного содержания урока обеспечивается умением педагога к многомерному видению и глубокому проникновению в личностные особенности участников организованного на уроке диалога, его способности мыслить нестандартно, излагать мысли выразительно и доступно, отвечать на вопросы учеников точно и определенно, слушать понимающе и доброжелательно, создавая устойчивый психологический контакт. Педагогу важно обрести особое творческое состояние и развивать свои способности в организации открытого и свободного диалога на уроке литературы, на основе совершенствования своего чувства естественности, непринужденности публичного выступления.

Личность педагога и весь его творческий потенциал являются основой эффективной организации урока литературы. В педагогической деятельности, более, чем в любой другой профессии, значительную роль играют личностные качества. Педагогическое творчество, представляющее собой феномен особого рода, при всей своей специфике имеет немало общего с профессиональной деятельностью ученого, артиста, писателя, способствуя взаимообогащению на основе творческого сотрудничества обучаемого и обучающего. Осознание учителем уровня своего мастерства в сопоставлении с идеальными моделями, задает ориентиры для установления параметров профессионального совершенствования. Источниками развития личного профессионального самосознания выступают три взаимосвязанных компонента: знание о себе как о специалисте, эмоциональное отношение к себе как педагогу–профессионалу и оценка себя как специалиста. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Целостность педогогического процесса
Обращаясь к истокам возникновения воспитания, следует сказать, что с момента своего зарождения оно оформилось как целостный процесс. Уже в первоначальных формах воспитания – обрядах, ритуалах, имитационных играх происходила не только трансляция знаний и опыта деятельности старшего поколения. Взросл ...

Классификация досуга по числу участников
По количеству участников формы досуга могут быть: - индивидуальные (чтение книг, просмотр фильмов и телепередач, прогулка, занятия спортом, рисованием, музыкой и т.п.); - групповые (занятия в секциях, кружках, по разным направлениям, экскурсии); - массовые (фестивали, праздники, конкурсы, соревнова ...

Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru