Современная педагогическая наука делает акцент на правомерности и эффективности роли учителя – соучастника «образовательных событий», в которых осуществляется концентрация личного эстетического и культурного опыта учеников. В этом контексте формируется сложная в педагогическом отношении задача, стоящая перед учителем и предполагающая организацию на уроке совместной работы учителя и учащихся, в процессе которой будут осваиваться новые способы нестандартного решения образовательных и культурных задач.
В ходе урока учитель литературы должен создать условия, позволяющие воссоздать целостную картину мира и бытия, для «погружения» учащихся в различные ситуации, требующие проявления определенных умений и качеств, обусловленных развитием культурно–эстетического опыта ученика. Литературное образование в отечественной школе сегодня связано с задачами и проблемами совершенствования содержания процесса обучения, его гуманизацией и развитием личности учащегося.
Главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого–либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях.
Для решения педагогических задач в рамках предполагающейся стратегии требуются значительные изменения в деятельности учителя в организации урока литературы и школьного литературного образования. Ядром такого урока становится совокупность собственных прочтений и интерпретаций, составляющих эстетически–коммуникативное событие – глубокое осмысление художественного текста в процессе творческого создания собственного представления о нем.
Педагогическая цель деятельности учителя литературы в этих условиях состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции.
Влияние учителя литературы на рост культурного опыта учеников эффективно при постоянном совершенствовании профессиональных навыков. Эффективность всей организации образовательного содержания урока обеспечивается умением педагога к многомерному видению и глубокому проникновению в личностные особенности участников организованного на уроке диалога, его способности мыслить нестандартно, излагать мысли выразительно и доступно, отвечать на вопросы учеников точно и определенно, слушать понимающе и доброжелательно, создавая устойчивый психологический контакт. Педагогу важно обрести особое творческое состояние и развивать свои способности в организации открытого и свободного диалога на уроке литературы, на основе совершенствования своего чувства естественности, непринужденности публичного выступления.
Личность педагога и весь его творческий потенциал являются основой эффективной организации урока литературы. В педагогической деятельности, более, чем в любой другой профессии, значительную роль играют личностные качества. Педагогическое творчество, представляющее собой феномен особого рода, при всей своей специфике имеет немало общего с профессиональной деятельностью ученого, артиста, писателя, способствуя взаимообогащению на основе творческого сотрудничества обучаемого и обучающего. Осознание учителем уровня своего мастерства в сопоставлении с идеальными моделями, задает ориентиры для установления параметров профессионального совершенствования. Источниками развития личного профессионального самосознания выступают три взаимосвязанных компонента: знание о себе как о специалисте, эмоциональное отношение к себе как педагогу–профессионалу и оценка себя как специалиста. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда.
Похожие статьи:
Обзор методик коррекционно-логопедической работы по формированию связной
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, обще ...
Развитие лексических умений посредством поэтического материала на уроке
английского языка
В рамках современной лингвистики необходимо отметить, что язык по сути является иерархической структурой, состоящей из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы как: слова, фразеологические ...
Личностное развитие младших школьников
Направленность современного образования на личность школьника как нигде ярко проявляется на уроке физической культуры. Не будет у школьника мотивации к занятиям физической подготовкой, к здоровому образу жизни – не будет результата в физическом развитии и физической подготовленности. Нравственные к ...