Цель: выявить уровень методического мастерства учителей иностранного языка.
В анкету вошли вопросы, касающиеся основных компонентов методического мастерства учителя иностранного языка, а именно способность анализировать, планировать и реализовывать собственную педагогическую деятельность в процессе преподавания иностранного языка.
Учителям предлагалось выбрать подходящие варианты ответов. Анкета выглядит следующим образом:
1. Выберите компоненты вызывающие у вас трудности при анализе:
- анализ урока;
- анализ деятельности учащихся;
- анализ собственной деятельности;
- анализ внеклассных мероприятий.
2. Выберите компоненты вызывающие у вас трудности при планировании:
- планирование урока;
- планирование внеклассного мероприятия;
- тематическое планирование;
- тематическое планирование;
- планирование своей деятельности.
3. Выберите компоненты вызывающие у вас трудности при реализации вашей профессионально – педагогической деятельности:
- проведение урока;
- планирование внеклассных мероприятий;
- введение документации;
- составление отчетов.
4. В каком аспекте вы чувствуете себя более уверенно:
- психологическом;
- педагогическом;
- методическом;
- языковом.
Опытно экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:
1. констатирующих этап – анкетирование с целью выявления уровня методического мастерства учителей иностранного языка в ГОУ ЦО №1420 г. Москвы.
2. формирующий этап – внесение корректировок в методическое объединение учителей иностранного языка в ГОУ ЦО №1420 г. Москвы.
3. контрольный этап – анализ полученных результатов, подведение итогов исследования.
Опрос среди учителей иностранного языка показал, что основным препятствующим фактором в развитии методического мастерства для 54,70% учителей является недостаток научно - методической литературы; для 49,00% – безразличие к качеству работы; для 47,00% – перегрузка в работе; для 37,70% – отсутствие квалифицированной методической помощи в учебном заведении.
Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод о том, что наибольшие затруднения учителя иностранного языка испытывают при составлении отчетов по итогам четверти и года 84%, анализ уроков 57%, составление тематического плана 53%. Наибольшую уверенность чувствуют в языковом аспекте.
Таким образом, можно констатировать, что число преподавателей, имеющих низкий уровень методической компетентности, в среднем составило 42,14% педагогов, что подтверждает ранее полученный нами предварительный вывод о существовании проблемы на практике.
На начало года составляется карта контроля за развитием профессионального роста педагога и карта затруднений коллектива, определяются формы, через которые будет оказываться помощь педагогу.
Посещение уроков и занятий, анкетирование даёт представление об уровне профессионализма педагогов и трудностях, которые они испытывают. Например, во время подготовки к педсовету проводился мониторинг составляющих профессиональных компетенций, результаты которого позволили нам сделать вывод о том, что у коллектива оптимальный и достаточный уровень профессиональной компетентности.
Специфики приоритетных ориентиров, используемых при новом построении методической работы, которые обусловлены идеологией концепции модернизации образования в России. К основным приоритетам отнесены:
– реструктуризация системы методической работы в школе путем ее сетевой организации и формирования инфраструктуры на базе успешной практики в форме «творческих площадок», «педагогических мастерских», «экспертной», «консультативной» и «акмеологической» служб (групп);
– реализация компетентностного подхода в проектировании задач, содержания и критериев оценки результатов методической работы;
– «компенсирующая дополнительность» (Э.М.Никитин) осваиваемых в ее процессе программ, обеспечивающая приобретение педагогами дополнительных квалификаций в области методической, исследовательской, экспертной деятельности;
– определение форм экономического и иного стимулирования педагогов к осуществлению функций менеджера методической работы на основе специально разрабатываемой системы оценивания ее качества и эффективности;
Похожие статьи:
Интеллектуально одаренные дети
Как показывает практика, для успешного интеллектуального развития одаренных школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Первоначальным необходимым условием является использование научных представлений и методов к проблеме выя ...
Леворукий ребенок в классе
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем ...
Общее положение высшего образования в жизни американцев
Уже сам факт поступления в один из наиболее престижных университетов США означает для выпускника средней школы определенный успех. Из трех миллионов человек, которые ежегодно оканчивают среднюю школу, примерно миллион продолжает учиться, чтобы получить высшее образование. Удачливых абитуриентов обы ...