Контроль и оценка скоростных способностей у младших школьников

Страница 1

Л.П. Матвеев утверждает, что несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдение, оценка и т.п.) в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе обозначилась другая крайность - В ней можно насчитать уже десятки наименований, видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т.п.; тестометрический, визуальный, инструментальный, автоматизированный и т.д.; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д.), что свидетельствует, как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.

В качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля Л.П. Матвеев различает: Контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся, или физкультурный самоконтроль, в котором субъект и объект контроля как бы совпадают. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания. В этом смысле два названных типа контроля являются интегративными, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль по отношению к самоконтролю занимающихся.

Педагогический контроль. Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом соответственно его профессиональным функциям и использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности. В принципе педагогический контроль должен охватывать все стороны процесса физического воспитания, основные его условия и результаты, взятые в их целостном выражении и взаимосвязях.

Л.П. Матвеев утверждает, что к основным слагаемым и аспектам такого контроля относится, с одной стороны, контроль направляющих начал и параметров воздействий, или кратко говоря, контроль «факторов воздействий», т.е. факторов, совокупность которых составляет в процессе физического воспитания систему направленных воздействий на воспитываемых, а с другой – контроль «объекта и эффекта воздействий», т.е. контроль состояния воспитываемых, ближайших и хронических следствий воздействия на них факторов физического воспитания. В целом он должен выявлять и прослеживать, соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированным результатам, давать тем самым основания для принятия необходимых решений. Этим определяется главный аспект педагогического контроля. Вместе с тем в нем предусматривается ряд относительно избирательных (дифференцировочных) аспектов, выделяемых применительно к особенностям отдельных разделов контроля. Здесь они кратко охарактеризованы в последовательности, соответствующей логике развертывания процесса физического воспитания.

Самоконтроль. Объективизированные формы самоконтроля представлены в физическом воспитании шире, чем в ряде других видов воспитания. Это объясняется прежде всего тем, что центральное место среди контролируемых явлений в нем занимает двигательная деятельность, ряд внешних параметров которой, а также в определенной мере и эффект ее воздействия на занимающихся могут быть объективно оценены ими самими. Благодаря этому самоконтроль как компонент системы контроля в физическом воспитании во многом отличается от чисто субъективной интроспекции (самонаблюдения, ограниченного рамками анализа своих чувств, переживаний и т.п.). Он является не только неотъемлемым условием эффективности самостоятельных индивидуальных занятий, но и одним из основных источников информации, необходимой для педагогического контроля.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Виды музыкальной деятельности
Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протек ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей
Что же такое одаренность детей в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усв ...

Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии
Отбор и адаптация материала для формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии происходит в соответствии с основными принципами отбора содержания общего образования. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая за ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru