Таким образом, выполнение предложенных методик показало, что на момент начала обучения студенты групп А и В по всем трём компонентам эмпатии имели близкие показатели. К моменту завершения формирующего эксперимента ситуация значительно изменилась. Студенты группы В показали более высокие результаты по всем исследуемым компонентам эмпатии. Сравнительные данные представлены в таблице 13.
Таблица 13
Сравнителные данные сформированности эмпатии студентов колледжа, полученные до проведения формирующего эксперимента и после его завершения
Исследуемые группы |
компоненты эмпатии, средний балл | ||
когнитивный |
эмоциональный |
поведенческий | |
А до эксперимента |
25,72 |
49,89 |
3,22 |
А после эксперимента |
28,67 |
56,67 |
5,22 |
динамика по группе А |
+ 2,94 |
+ 6,78 |
+ 2 |
В до эксперимента |
26,22 |
47,78 |
3,44 |
В после эксперимента |
35,5 |
62,22 |
6,83 |
динамика по группе В |
+ 9,28 |
+ 14,44 |
+ 3,28 |
Таким образом, по приведенным в таблице данным, мы можем сделать следующие выводы:
Организационно – педагогические условия, созданные в колледже для студентов, обучающихся по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», способствуют формированию эмпатии как профессионально значимого качества будущих педагогов.
Организационно – педагогические условия, созданные в колледже для студентов, обучающихся по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в группе со специализациями, также способствуют формированию эмпатии, но с меньшей динамикой.
Можно предположить, что успешность формирования эмпатии зависит в значительно мере от «включённости» студента в предлагаемые виды деятельности.
Безусловное принятие личности учащегося, направленность на её развитие, умение понимать «движения души» ребёнка, чувствовать его образовательные – душевные и духовные – потребности, знать, как откликнуться на эти потребности – всё это и складывается в такое важное качество личности педагога как эмпатия.
Формирование эмпатии зависит от множества условий. Среди них в рамках образовательного учреждения, готовящего учителя к будущей профессиональной деятельности, возможно создание только некоторых.
В данной работе мы представили организационно – педагогические условия, способствующие формированию эмпатии: умению видеть образовательные потребности своего ученика и способствовать удовлетворению его образовательных потребностей. Мы показали влияние условий активной включённости студента в практическую деятельность, в непосредственное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством обогащения их знаний и опыта через специальные учебные и факультативные курсы, создание и функционирование волонтёрского агентства, проведение разномасштабных мероприятий – на формирование и развитие их педагогической эмпатии.
Контрольный эксперимент, проведенный в конце завершения обучения в колледже, показал наличие положительной динамики в развитии эмпатии студентов группы с дополнительной подготовкой в области коррекционно – развивающего обучения.
Формирование и развитие эмпатии является чрезвычайно важным процессом для любого будущего педагога. Тем более возрастает значение этого качества, когда педагогу предстоит работать с учеником, на месте которого он никогда не был. У здорового педагога есть собственный опыт проживания детства, но нет опыта проживания детства, ограниченного возможностями здоровья. Процесс включения детей с особыми потребностями в обычные классы часто требует от учителей определенного изменения своего отношения, убеждений и ожиданий относительно них, а также пересмотра своей роли. Учителям важно осознавать, как их понимание процессов развития, обучения детей влияет на их взаимодействие с учащимися, а также как оно отражается на создаваемой ими социальной и физической среде. Безусловно, включение детей с особыми потребностями в обычные классы требует от учителей проявления чуткости, особых знаний и умений применять знания адекватно обстоятельствам и нуждам ребёнка.
Похожие статьи:
Предмет и задачи теории
игр
В процессе целенаправленной человеческой деятельности возникают ситуации, в которых интересы отдельных лиц (участников, групп, сторон) либо прямо противоположны (антагонистичны), либо, не будучи непримиримыми, все же не совпадают. Простейшими и наиболее наглядными примерами таких ситуаций являются ...
Преподавание природоведения в 5 классе. Проведение бинарного урока в 5
классе
В 5 классе школы учащиеся работают по учебнику: Базанова Т.И., Новак Е.В., Дербенёва А.Г. и др. Природоведение: Учебник для 5-го класса.-Х.: Мир детства, 2005. – 192 с. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы ...
Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста
Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких м ...