В результате можно определить следующие групповые статусы:
"звезда" - члены группы, которые получили 6 и более выборов;
"предпочитаемые" - члены группы, которые получили от 3 до 5 выборов;
"пренебрегаемые" - члены группы, которые получили 1-2 выбора;
"изолированные" - члены группы, которые не получили ни одного выбора;
"отверженные" - члены группы, которые получили максимальное количество отрицательных выборов.
Тест школьной тревожности Филипса.
Тест школьной тревожности Филлипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить - "Да" или "Нет". Тест позволяет выявить общий уровень школьной тревожности у младшего школьника, а также выявить определенные тревожные симптомы. Всего их восемь: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Методика "Кинетический рисунок семьи". Эта методика относится к проективным методам психодиагностики. Состоит из двух этапов: рисование и беседа. При анализе рисунка следует задать ребёнку следующие вопросы: кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи, где работают члены семьи, как распределяются обязанности в семье, каковы взаимоотношения с другими членами семьи.
Интерпретация изображения основывается на интерпретации, разработанной Р. Бернсом, используется каталог интерпретаций С.Р. Рейнольдса. Проводится качественная и количественная оценка рисунка. Количественная оценка используется в основном с целью облегчения процесса качественной интерпретации. Учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальные особенности: качество линий, положение объектов на рисунке, затушевывание. Содержательные характеристики: изображаемая деятельность, взаимодействие и расположение людей, соотношение людей и вещей на рисунке. При интерпретации кинетического рисунка семьи основное внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи), анализу особенностей изображения отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел и т.д.), анализу процесса рисования (последовательность рисования, комментарии во время рисования).
Выбор именно этих диагностических методик обусловлен тем, что данные методики относятся к числу наиболее известных и давно применяемых методов диагностики детей младшего школьного возраста. Данные методики обладают высоким уровнем валидности и надежности.
Первый этап исследования: выявление учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся.
На основании анализа литературных источников основными критериями неблагополучия в учебной деятельности в младшем школьном возрасте являются: неблагоприятное эмоциональное состояние ребенка в учебной деятельности, низкий уровень успеваемости, поведенческие нарушения.
В данном исследовании учитывался уровень успеваемости и уровень школьной тревожности у младших школьников.
Данные по уровню успеваемости (представлены также на рисунке 1):
высокий уровень успеваемости (средний балл 8-10) имеют 23,3 % учащихся (14 человек);
средний уровень успеваемости (средний балл 4-7) имеют 46,7 % учащихся (28 человек);
низкий уровень успеваемости (средний балл 1-3) имеют 30 % учащихся (18 человек).
Рис.1 "Процентное соотношение испытуемых с различным уровнем учебной успеваемости"
Данные по уровню общей школьной тревожности (результаты по тесту Филлипса):
низкий уровень общей школьной тревожности имеют 18,3 % учащихся (11 человек);
повышенный уровень общей школьной тревожности имеют 45 % учащихся (27 человек);
Похожие статьи:
Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной
подготовки в современной психолого-педагогической литературе
Указанная проблема – формирование эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки – нашла своё отражение прежде всего в диссертационных исследованиях последнего десятилетия. В исследовании Ч. И. Лопсан освещены социально-психологические условия формирования эмпатии социальных педаг ...
Организационные вопросы подготовки экскурсии
Изучение в классе химических производств должно происходить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производства, и сопровождаться использованием различных средств наглядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойства ...
Подготовка руки к письму
Русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звуко-буквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Сразу заметим, что трудности обучения у переученных левшей мы не рассматриваем, речь идет о леворуких детях, работающих левой рукой. М. Безруких ук ...