Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 5

В результате можно определить следующие групповые статусы:

"звезда" - члены группы, которые получили 6 и более выборов;

"предпочитаемые" - члены группы, которые получили от 3 до 5 выборов;

"пренебрегаемые" - члены группы, которые получили 1-2 выбора;

"изолированные" - члены группы, которые не получили ни одного выбора;

"отверженные" - члены группы, которые получили максимальное количество отрицательных выборов.

Тест школьной тревожности Филипса.

Тест школьной тревожности Филлипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить - "Да" или "Нет". Тест позволяет выявить общий уровень школьной тревожности у младшего школьника, а также выявить определенные тревожные симптомы. Всего их восемь: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Методика "Кинетический рисунок семьи". Эта методика относится к проективным методам психодиагностики. Состоит из двух этапов: рисование и беседа. При анализе рисунка следует задать ребёнку следующие вопросы: кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи, где работают члены семьи, как распределяются обязанности в семье, каковы взаимоотношения с другими членами семьи.

Интерпретация изображения основывается на интерпретации, разработанной Р. Бернсом, используется каталог интерпретаций С.Р. Рейнольдса. Проводится качественная и количественная оценка рисунка. Количественная оценка используется в основном с целью облегчения процесса качественной интерпретации. Учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальные особенности: качество линий, положение объектов на рисунке, затушевывание. Содержательные характеристики: изображаемая деятельность, взаимодействие и расположение людей, соотношение людей и вещей на рисунке. При интерпретации кинетического рисунка семьи основное внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи), анализу особенностей изображения отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел и т.д.), анализу процесса рисования (последовательность рисования, комментарии во время рисования).

Выбор именно этих диагностических методик обусловлен тем, что данные методики относятся к числу наиболее известных и давно применяемых методов диагностики детей младшего школьного возраста. Данные методики обладают высоким уровнем валидности и надежности.

Первый этап исследования: выявление учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся.

На основании анализа литературных источников основными критериями неблагополучия в учебной деятельности в младшем школьном возрасте являются: неблагоприятное эмоциональное состояние ребенка в учебной деятельности, низкий уровень успеваемости, поведенческие нарушения.

В данном исследовании учитывался уровень успеваемости и уровень школьной тревожности у младших школьников.

Данные по уровню успеваемости (представлены также на рисунке 1):

высокий уровень успеваемости (средний балл 8-10) имеют 23,3 % учащихся (14 человек);

средний уровень успеваемости (средний балл 4-7) имеют 46,7 % учащихся (28 человек);

низкий уровень успеваемости (средний балл 1-3) имеют 30 % учащихся (18 человек).

Рис.1 "Процентное соотношение испытуемых с различным уровнем учебной успеваемости"

Данные по уровню общей школьной тревожности (результаты по тесту Филлипса):

низкий уровень общей школьной тревожности имеют 18,3 % учащихся (11 человек);

повышенный уровень общей школьной тревожности имеют 45 % учащихся (27 человек);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в современной психолого-педагогической литературе
Указанная проблема – формирование эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки – нашла своё отражение прежде всего в диссертационных исследованиях последнего десятилетия. В исследовании Ч. И. Лопсан освещены социально-психологические условия формирования эмпатии социальных педаг ...

Организационные вопросы подготовки экскурсии
Изучение в классе химических производств должно происходить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производства, и сопровождаться использованием различных средств наглядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойства ...

Подготовка руки к письму
Русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звуко-буквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Сразу заметим, что трудности обучения у переученных левшей мы не рассматриваем, речь идет о леворуких детях, работающих левой рукой. М. Безруких ук ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru