Детям с ОНР, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грядет серьезные нарушения чтения и письма.
Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, небуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимание прочитанного текста.
Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок. К их числу относятся:
Орфографические ошибки – нарушение правил правописания, которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием;
Графические ошибки – замены прописных букв по зрительному сходству (И – Ш, П –Т, Л - М, Б – Д, и пр.);
Специфические фонетические замены – ошибки, указывающие на незаконченность процесса таких акустико - артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих – шипящих, звонких глухих, мягких – твердых и пр.);
Искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слов, раздельное написание частей слова и слитное написание двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;
Грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний и согласованые различных частей речи и пр.).
Последние три группы ошибок дополнительно называет специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка дисграфию.
Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становиться предупреждение нарушений письма и чтения.
Реализуется эта задача на занятиях по обучению грамоте, где можно выделить три направления коррекционной деятельности логопеда:
создание четких представлений о каждом звуке речи,
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза,
обучение грамоте по особой системе. (на то, что обучение чтению и письму детей с речевыми недоразвитием не может протекать так же, как в массовой школе, указывать ряд исследователей: Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Г.А. Каше и другие).
В соответствие с указанными направлениями работы распределены и графы в перспективном плане занятий.
Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове. Новым чтением формируется только после овладения слиянием звуком речи в слоги и слова. Известный психолог Д.Б. Эльконин отмечал: “Когда это (синтез звуков Т.Т.) по каким-то причинам не происходит, ребенок задерживается дома на побуквенном чтении, испытывает муки слияния, не умеет переходить от букв и их названий к живой речи”.
В свою очередь, звуко-слоговой анализ и синтез невозможен без тонких акустико–артикуляционных дифференцировок и создание устойчивых фонематических представлений о каждом звуке родного языка.
Несомненно, эффективности этих процессов у дошкольников с речевым недоразвитием помогает различная символика (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы), к которой на определенном этапе обучения добавляются буквы. Если же изучение букв перенести на более ранние сроки, когда связи каждой буквы с конкретными звуками мешает диффузность фонетических образов, это только повредит усвоению грамоты.
Итак, три направления в работе взаимосвязаны и взаимообусловлены. Работа по каждому из них проводится в общепринятой последовательности, в соответствии с системой Г.А. Коше. Наибольшие отклонения от этой системы обусловлены спецификой работы с детьми, имеющими ОНР, а также тем, что обучение проводится в течение двух лет (методика Г.А. Коше рассчитана на один учебный год и адресована детям с ФРН).
На первом году обучения на занятиях по формированию фонетической стороны речи изучается легкопроизносимые звуки (М, Н, В, Ф, К, Х и др.), последним из которых является звуки группы свистящих Ц. Каждый звук сначала уточняется изолированно, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слова.
Похожие статьи:
Психолого-педагогические аспекты творческих способностей
подростков
Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, ...
Гуманизация образования и демократический стиль педагога
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Значит, у пед ...
Типология и структура уроков в школе
Структура урока и формы организации учебной работы на нём имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. На сегодняшний день в педагогике нет единого мнения, какие же элементы и части ур ...