Под командой понимается в данном случае рабочая группа, для которой характерен ряд специфических признаков. Речь идет о малой (по функциональным признакам) структурированной группе с четко определенной целью. Цель состоит в решении комплексных проблем, которые не могут быть решены в одиночку. Подобные коллективы носят, как правило, межфункциональный характер, не встроены в организационную иерархию и работают на временной основе. По отношению к внешней среде группа выступает как единое целое, внутри она дифференцирована в соответствии с вкладом участников в решение проблемы. Для проектной группы характерны дух коллективизма, интенсивное взаимодействие и специфические формы работы. Как и предыдущие аспекты социальной компетентности, успешность команды (проектной группы) зависит не только от организационно-структурных признаков, но и от способности участников к групповой работе.
Работа в команде представляет собой особую форму кооперации, для которой характерны координация работы участников, вероятность возникновения конфликтов, интенсивная коммуникация между всеми участниками. Соответственно способность к такой работе тесно связана со способностями к кооперации, координации, коммуникации и участию в конфликтах и может быть определена как «единство многих аспектов социальной компетентности применительно к особому случаю взаимодействия в группе». Вследствие сложности предмета, тесной связи с индивидуальными особенностями личности и вытекающих отсюда методических проблем характеристики способности к работе в команде до настоящего времени редко являлись предметом психологических исследований. Предлагаем свой подход к классификации функциональных условий успешной работы в команде, которые связаны с индивидуальными способностями членов команды
постоянный и непрерывный коммуникационный обмен между членами команды;
поддержка разработанного решения всеми членами команды;
самостоятельность действий членов команды;
рационализация через внутреннее разделение труда;
равноправие членов команды как специалистов, позиция лидера как координатора, как первого среди равных, а не как иерархического лидера;
самокоординация, которая требует от каждого участника работы на коллектив вместо взаимной критики и склок.
Эти функциональные условия необходимо понимать только как следствие отдельных свойств, которые, в конечном счете, лежат в основе способности к работе в команде. С этой точки зрения необходимо вновь провести различие между персональными и групповыми предпосылками. К персональным предпосылкам относятся:
способность выполнять активную роль (функцию) в коллективной работе;
способность устранять неясности в поведении других участников и на этой базе укреплять доверие;
способность к открытой и непринужденной коммуникации в группе;
одобрительное отношение к групповой работе как основная предпосылка возникновения духа коллективизма;
готовность отказаться от личного успеха в пользу успеха группы;
способность и готовность к обучению.
К групповым предпосылкам относятся:
эмоциональная связь участников;
возможность каждого члена участвовать в принятии групповых решений;
Похожие статьи:
Методика формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у
учащихся начальных классов школы VIII вида
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20. При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, б ...
Критика и насмешка
Социализированный язык детей, носящий неинтеллектуальный характер, за исключением вопросов и ответов, может быть разделен на две категории, очень просто различаемые: приказания, с одной стороны, и критика и насмешка — с другой. Вот несколько примеров критики, насмешки, и т.п., которые с первого взг ...
Базовый курс информатики в системе непрерывного образования
Происходящие в современном обществе процессы, связанные с глобальной информатизацией, делают необходимой формирование системы непрерывного образования в области информатики. В конечном итоге эта система должна охватить все ступени образования: от начального школьного до высшего и послевузовского. О ...