Наиболее низкие показатели были получены в первой серии заданий, при проведении опроса, направленного на выявление правовых знаний детей: 50% (7 человек) на низком уровне, столько же на среднем, высокого уровня знаний о правах ребенка не показал ни один участник исследования.
Наибольшие затруднения вызвали вопросы на определение тех прав, которые имеет ребенок, никто из испытуемых не смог ответить на вопрос: «Какие права есть у тебя и других детей?».
Именно на этот вопрос мы старались дать ответ во время проведения специализированных занятий по формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Занятия были направлены на ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), о том, что всем людям предоставляются права, а также об обязанностях, которые возникают у человека. В основе большинства занятий лежало ознакомление детей с понятиями: «правило», «право» и с отдельными правами (защита прав ребенка, право на жилье, право на тайну переписки и почтовых отправлений и т.д. в доступной для детей форме) и обязанностями (правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и т.д.).
После проведенных занятий был организован контрольный срез знаний, который показал следующие результаты.
Таблица 2. Результаты контрольного среза уровня правовой грамотности дошкольников на IIэтапе исследования
ФИО ребенка |
Уровень успешности выполнения I сериизаданий |
Уровень успешности выполнения II сериизаданий |
Уровень успешности выполнения III сериизаданий |
Общий уровень правовой грамотности |
Сергей А. |
низкий |
средний |
средний |
Средний |
Асадбек Б. |
средний |
высокий |
средний |
Средний |
Ахмарал Б. |
низкий |
средний |
низкий |
Низкий |
Андрей В. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Андрей Д. |
высокий |
средний |
высокий |
Высокий |
Эдуард К. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Павел К. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Никита К. |
средний |
средний |
средний |
Средний |
Владислав М. |
низкий |
средний |
средний |
Средний |
Ангелина М. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Ксения М. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Антон Н. |
средний |
высокий |
высокий |
Высокий |
Никита Ш. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Мария Щ. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
В результате проведения контрольного среза было выявлено, что 42,9% (6 человек) смогли достичь высокого уровня правовой грамотности, 50% (7 человек) оказались на среднем уровне, и только 7,1% (1 человек) остались на низком уровне развития правовой грамотности.
Сравнительный анализ показателей первого и второго этапа исследования наглядно демонстрирует, что уровень правовой грамотности детей напрямую зависит от проводимых с ними занятий и формирования у них правовой культуры в условиях образовательного учреждения.
Похожие статьи:
Обращение к СМИ
В проведении досуга и освоении различных видов искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также - Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной ...
Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Среди учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до 11%. Характерными признаками задержки психического развития являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас ...
Ориентиры организации и реализации авторской
педтехнологии
Особенности управления развитием личности учащихся осмыслялись педагогами в разных аспектах. И теоретики, и практики пытались найти "универсальный" алгоритм управления формированием внутреннего мира учащихся. Однако собрать воедино различные представления вряд ли было возможно из-за исход ...