Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.
С целью выявления уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент.
Экспериментальное исследование было проведено в период с марта 2012 года по май 2012 года, на базе Центра психолого – медико – социального сопровождения №2 города Красноярска. ЦПМСС №2 является образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Цель работы данного центра заключается в оказании психолого-педагогической, медико-социальной помощи в обучении, воспитании, реабилитации и оперативной социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям из неблагополучных семей.
Также на базе центра осуществляется работа по обучению и воспитанию детей 4 – 5 и 5 – 6 лет в группах кратковременного пребывания, где дети находятся по 3 часа в день, 3 раза в неделю. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 14 детей 5 – 6 лет из группы кратковременного пребывания.
Основным критерием, который учитывался при комплектовании экспериментальной группы, был возраст испытуемых (5 – 6 лет).
На основании бесед с психологом, социальным педагогом, родителями, а также, изучив психологическую и педагогическую документацию, были получены следующие данные об особенностях испытуемых:
- 92,9% (13 человек) составили дети 6 лет, 7,1% (1 человек) – 5 лет;
- 71,4% (10 человек) – мальчики, 28,6% (4 человека) – девочки;
- 92,9% (13 человек) живут в благоприятных социально – бытовых условиях, 7,1% (1 человек) – воспитывается в социально неблагополучной среде;
-21,4% (3 человека) воспитываются в неполных семьях, 78,6% (11 человек) испытуемых воспитываются в полных семьях, из них 21,4% (3 человека) – дети из многодетных семей;
-100% (14 человек) испытуемых ранее дошкольные образовательные учреждения не посещали, 57,1% (8 человек) из них занимаются в группе кратковременного пребывания 2 года, 42,9% (6 человек) – 1 год.
Эксперимент проходил в 2 этапа:
- первый этап включал в себя выявление уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий, направленных на формирование их правового сознания (март 2012);
-второй этап представлял собой контрольный срез знаний детей о их правах, обязанностях и нормах поведения после проведения специализированных занятий (март – май 2012).
Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут, всего было проведено 16 занятий (6 – диагностических, 10 – развивающих).
При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.
Констатирующий эксперимент включал в себя 3 серии заданий:
1. Опрос детей на тему "Права ребенка"
2. Беседа "Как поступить?"
3. Тест "Что такое хорошо, что такое плохо?"
Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника"Права ребенка":
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
На основе анализа ответов детей, нами условно были выделены 3 уровня правовой грамотности:
высокий уровень правовой грамотности: 5 – 7 правильных ответов;
средний уровень правовой грамотности:3 – 4 правильных ответа;
низкий уровень правовой грамотности: менее 3х правильных ответов.
Во второй серии заданий проводилась беседа на тему "Какпоступить?", которая является адаптированным Г.А. Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной вариантом, направленным на выявление правовой культуры дошкольников, и представляет собой комплекс вопросов:
1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
Правильные ответы ребенка на 5 - 6 вопросов свидетельствовали о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Похожие статьи:
Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных
программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали ряд комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников с целью - определить, обращается ли внимание в данных экологических программах на развитие речи детей старших дошкольников. ...
Воспитание детей в различных по структуре семьях
Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственном ...
Развитие логического мышления учащихся в системе "Укрупнение дидактических единиц" П.М. Эрдниева
Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащ ...