Психологические особенности способностей

Страница 1

Способности – это такие психологические способности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний и умений не сводятся. По оценке на экзамене, ответу у доски, удачно или неудачно выполненной контрольной работе невозможно сделать окончательное заключение о способностях человека. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.

В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (В семье, в школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими способностями, знаниями, умениями, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.

Способность – это возможность, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленные педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществиться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях к рисунку у ребенка, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выполняться работа.

Серьезной ошибкой являются скоропалительные, без серьезной про верки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на таком лишь основании, что ребенок не овладел ещё необходимыми прочными знаниями. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесла ему заслуженную славу.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важным для данной деятельности.

Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, к чему обнаруживает способности ученик, а следовательно, какие индивидуальные особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности, как обязательное условие её успешности, и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладеет навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.

Рассматриваемые со стороны качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс определенных свойств человека, обеспечивающих успех деятельности. В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут быть сочетания различных способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя трудясь упорно и настойчиво.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Качественная характеристика способностей неразрывно связана с количественной характеристикой.

Количественная характеристика способностей направлена на выявление уровня способностей направлена на выявление уровня способностей используются различные тесты, которые представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых начисляется в сумме баллов или очков.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности
Как установил Л.С.Выготский, зачатки произвольного внимания возникают у ребенка в раннем детстве. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. А.Р.Лурия писал, ...

Педагогическая деятельность в педагогической системе
Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические предст ...

Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru