Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.
Также происходят изменения во взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми.
В этом возрасте возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчётливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность.
Для благополучия / неблагополучия в младшем школьном возрасте учебная деятельность имеет огромное значение. Так как именно в этой деятельности у ребенка складываются новые типы взаимоотношений с окружающими, первостепенное значение приобретает оценка ребенка взрослым, особенно важен характер этой оценки. Учебная деятельность влияет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Таким образом, в данной работе психологическое неблагополучие в младшем школьном возрасте будет рассмотрено в основном с точки зрения понятия "дезадаптации". Основными критериями оценки психологического благополучия ребенка являются: особенности взаимоотношений со взрослыми (с родителями, учителями), со сверстниками, особенности поведения, а также определенные личностные черты. При этом необходимо придерживаться подходов отечественных ученых Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о наличии возрастных кризисов и особенностей их протекания.
Похожие статьи:
Предпосылки возникновения
альтернативной программы
Для современной белорусской школы характерны как сильные так и слабые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал бе ...
Личностное развитие младших школьников
Направленность современного образования на личность школьника как нигде ярко проявляется на уроке физической культуры. Не будет у школьника мотивации к занятиям физической подготовкой, к здоровому образу жизни – не будет результата в физическом развитии и физической подготовленности. Нравственные к ...
Концепция физкультурного воспитания: методология развития
и технология реализации
В условиях переустройства российского общества остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей и учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять непрерывно ухудша ...