Понятие "психологическое неблагополучие" в младшем школьном возрасте

Страница 4

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Также происходят изменения во взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В этом возрасте возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчётливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность.

Для благополучия / неблагополучия в младшем школьном возрасте учебная деятельность имеет огромное значение. Так как именно в этой деятельности у ребенка складываются новые типы взаимоотношений с окружающими, первостепенное значение приобретает оценка ребенка взрослым, особенно важен характер этой оценки. Учебная деятельность влияет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками.

Таким образом, в данной работе психологическое неблагополучие в младшем школьном возрасте будет рассмотрено в основном с точки зрения понятия "дезадаптации". Основными критериями оценки психологического благополучия ребенка являются: особенности взаимоотношений со взрослыми (с родителями, учителями), со сверстниками, особенности поведения, а также определенные личностные черты. При этом необходимо придерживаться подходов отечественных ученых Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о наличии возрастных кризисов и особенностей их протекания.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Познавательная роль физики
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в т ...

Проблемы организации и руководства воспитательной системой
Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среды системы и управление. Между понятиями «воспитательный процесс» и «воспитател ...

Преподавание природоведения в 6 классе. Проведение бинарного урока в 6 классе
В 6 классе школы учащиеся работают по учебнику: Природоведение: учебник для 6 классов общеобразовательных заведений./В.Р.Ильченко, К.Ж.Гуз, Л.Н.Рыбалко – Полтава: Довкилля-К,2006. – 160с. В 6 классе учащиеся продолжают изучать живую и неживую природу, знакомятся с понятиями «система», экологическим ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru