Важной составляющей исследовательской компетентности является мотивация, под которой, понимается увлеченность научной деятельностью, стремление добиться научных результатов, необходимо для этого развивать активность, инициативность, настойчивость учащихся. В ходе обучения биологии осуществляется развитие исследовательской компетентности. Учащиеся выполняли рефераты, презентации, учебные проекты. Результаты статистического анализа качества выполнения практических работ отражены в таблице 1.
Таблица 1 Качество выполнения практических работ учащихся
Вид работы |
Количество учащихся |
Качество выполнения практических работ учащихся (%) | |||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
не выполняли | ||
Реферат |
17,0 |
11,8 |
29,4 |
41,2 |
17,6 |
Презентация |
39,0 |
10,2 |
69,3 |
15,4 |
5,1 |
Учебный проект |
23,0 |
13,1 |
34,8 |
30,4 |
21,7 |
Из таблицы 1 следует, что презентацию как вид практической работы выбрали 39 учащихся. Качество выполнения такого вида работ на высоком уровне: 10.2% учащихся выполнили работу на «отлично», 69.3% на «хорошо», это обусловлено высокой степенью мотивации учащихся на работу за компьютером, повсеместной компьютеризацией общеобразовательных учреждений и доступностью приобретения компьютера.
Содержание процесса развития исследовательской компетентности проявляется как диалектическое единство структурных компонентов (когнитивного, рефлексивного, деятельностного).
Когнитивный компонент включает требования к оформлению исследовательской работы; понятийный аппарат исследования, современные проблемы науки.
Деятельностный компонент включает умения анализировать, обрабатывать и делать выводы по результатам научных исследований, навыки поиска и изучения научной информации, а также прогностические, организационные, практические, обобщающие умения.
Рефлексивный компонент включает наличие высокой мотивации на исследование, стремление к сотрудничеству, высокую активность самореализации имеющихся условий для исследовательской деятельности.
Результаты определения уровня развития исследовательской компетентности по критериям (когнитивный, деятельностный, рефлексивный) оформлены и представлены на рис. 1.
исследовательский компетенция студент образование
Проведенное диагностическое исследование и экспериментальная апробация гипотетических положений доказали необходимость развития исследовательских умений учащихся в условиях профильного обучения нацелено на повышение качества подготовки выпускника общеобразовательной школы.
Таким образом, формирование исследовательской компетентности учащихся в процессе обучения биологии является важнейшей квазипрофессиональной характеристикой личности учащегося, которая характеризуется единством знаний целостной картины мира, ростом удовлетворенности своими достижениями в исследовательской деятельности; адекватностью самооценки, устойчивостью мотивации учащихся.
Похожие статьи:
Общие принципы построения и условия формирования воспитательной системы
школы
Общие принципы построения воспитательной системы содержит концепция воспитательной системы школы. Основная концептуальная идея воспитательной системы заключается в том, чтобы деятельность по воспитанию подрастающего поколения стала важным фактором формирования единой региональной культуры. Принципы ...
Планирование занятий по рисованию в младшей группе
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть прове ...
Графика и история графики
Графика (греч.γραφικος - письменный, от греч. γραφω - пишу) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше од ...