Если в системе есть механизм, позволяющий отслеживать деструктивные процессы и перенастраиваться, то система становится жизнеспособной. Более того, многие педагоги считают необходимым создавать «зону хаоса» внутри системы. Это позволяет рождаться новым элементам, которые в большей степени отвечают изменяющейся ситуации.
Система должна быть связана с обществом. У школы есть такая особенность: она может строить отношения внутри учебного заведения в определенной степени автономно от общества. При самых жестких общественных режимах всегда были школы, следующие принципам гуманизма. Но, тем не менее, школа должна сама вписаться в систему общества, в противном случае общество может отвергнуть эту систему.
Школу М.П.Щетинина называют по-разному: школой жизни, оазисом радости и красоты, школой-парком. Здесь нет оценок и домашних заданий; от ребенка не требуется заучивание информации. Обучение в школе — это творческое постижение нового знания, где приветствуются всяческие «озарения». Наиболее распространенным методом является взаимообучение в группе, овладение знаниями проходит в порядке «штурма» проблемы. Как такового урока нет, есть совместный творческий поиск учителя и учеников, работа ребят над постижением того удивительно важного и нужного, что их в данный момент интересует. Занятие идет в каком-нибудь уютном уголке, на улице, за столом или просто на лавочках. Интерес, а не задание учителя, — ключ к созданию атмосферы свободной увлеченности процессом постижения знания. Кроме этого, ребята шьют, строят, штукатурят, белят, проводят газосварочные работы, управляются с сельхозтехникой, выращивают овощи, рис, пшеницу. Есть в школе свой цех лекарственных трав, два заводика, прудовое хозяйство.
Школа М.П. Щетинина ломает стереотипы не только классно-урочной системы, но и всей системы отношений «учитель—ученик», поскольку она не укладывается в рамки традиционной педагогики. Держится школа на энтузиазме и энергии ее создателей. При этом школа М. П. Щетинина, с одной стороны, вызывает восторг и удивление, а с другой — неприятие и даже агрессию.
Систему обучения в этой школе называют «оккультной», социально опасной, ее создателя и вдохновителя обвиняют в спекуляции любовью. Такая разноплановая оценка происходит вследствие того, что школа ведет обособленный, «сектантский» способ существования и не вполне вписывается в социально привычные стереотипы. Понятно, что в обществе сложилось неоднозначное отношение к школе М.П.Щетинина.
Безусловно, общество должно стоять на страже воспитания. Но школа должна не просто копировать систему общественных отношений, а моделировать идеальные отношения, соответствуя в целом системе отношений в обществе, моделировать человеческие отношения, чем они есть в реальной жизни.
Создание системы воспитания требует и научного осмысления, и творческого озарения, и искусства внедрения в жизнь. Вся совокупность влияний элементов системы на фоне общей деятельности и сложившейся системы отношений создает особый «дух» школы, некую атмосферу, которая, скорее, улавливается, чем логически осмысливается.
Создание системы — это процесс, который не должен прекращаться, а должен постоянно отслеживаться, только при этом условии появляется возможность доработки системы в соответствии с поставленной целью.
Похожие статьи:
Педагогическое проектирование как категория
дидактики
Рассматривая в первой главе историю "личностной компоненты" в отечественной дидактике, мы частично касались вопросов педагогического проектирования. Особенности педагогического проектирования в педагогике определялись не методологией проектирования как таковой, а методологией целевых уста ...
Мотивы досуга
Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и сам ...
Подходы к классификации
педагогических тестов
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме. Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориен ...