Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Педагогика и воспитание » Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Страница 3

Соответственно творческая деятельность, обеспечивающая развитие творческого потенциала личности, включает следующие компоненты: мотивацию, цели, условия осуществления.

Активная позиция педагога в технологическом образовании заключается в формировании мотивов творческой деятельности, их целенаправленной перестройке.

Развитие творческого потенциала личности в технологическом образовании предполагает организацию процессов формирования технологической компетентности, творческой активности и поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся как определяющих направлений технологического образования.

В качестве взаимосвязанных сфер деятельности учащегося в технологическом образовании выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и социальная деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.

В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне включается в систему этих отношений, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности.

Психологическое обоснование активности личности дает С.Л. Рубинштейн, определяя личность как форму “диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек” [7, с. 241].

Л.И. Божович указывала, что потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на ее удовлетворение, именно потребность внутренний стимул поведения и деятельности человека. Особенно интересно для нас в ее подходе вопрос о путях развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе ее взаимоотношений с окружающими.

“Источник активности находится в самом человеке, напрямую связан с интересом (интерес как отправной момент для формирования педагогики активности), но ядро содержания понятия “активности” еще должно быть конкретизировано на материале различных педагогических практик”, считает П.Г. Щедровицкий .

В педагогической литературе понятие “активность” имеет два основных значения: это состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или деятельности, и свойство личности, формирование которого входит в цели воспитания.Несмотря на многообразие аспектов активности, все исследователи сходятся во мнении, что высшим показателем активности личности, под которой понимают способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к окружающей среде, но и целенаправленно изменяя ее, является творческая активность.

При рассмотрении такого специфического вида деятельности, каким является творчество, специалисты обращаются к понятию “творческая активность”. Этим качеством, как правило, наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью.

В определении творческой активности исследователи (А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев и другие) подчеркивают ее направленность на преобразование действительности. Как нам представляется, если исходить из такого определения активности, то можно сделать вывод о том, что творческая активность есть динамическое условие становления, реализации и видоизменения творческой деятельности. Это говорит о том, что в технологическом образовании необходимо создать спектр возможностей для реализации творческой активности учащихся.

К одной из важнейших закономерностей развития творческого потенциала личности учащегося относится влияние на данный процесс расширения сфер творческой деятельности, совокупности различных ее видов, в которые включен ребенок в технологическом образовании.

Нами выделены этапы развития творческой активности в зависимости от возрастных особенностей детей, их можно представить в виде вектора развития: любознательность, познавательная активность (младший школьный возраст) стремление к творчеству, поисковый уровень (младший подростковый возраст) индивидуальное совершенствование (старший подростковый возраст).

Вопрос организации эффективного технологического образования, которое было бы направлено на развитие творческого потенциала, связан со стимулированием творческой активности и созданием творческой среды. В данной среде обучение и воспитание неразрывны, в ней есть возможности совместно с педагогами и самостоятельно формировать технологическую компетентность, личностный опыт не только в учебной, но и в других видах деятельности. Актуализируя имеющуюся компетентность, учащийся становится и субъектом обучения, и субъектом творческой деятельности, при этом система взаимоотношений ученик учитель должна быть диалоговой, сотруднической.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Компьютерные и новые информационные технологии
1. Возможности программы Power Point Перспективными направлениями в преподавании курса ОБЖ являются компьютерные и информационные технологии, которые невозможно успешно без ТСО, без компьютеров и мультимедийных средств. Но к сожалению, очень часто материал лекций находится на бумажных носителях, а ...

Цикличность проведения практикумов
Многие авторы считают, что формирование исследовательских умений должно носить цикличный характер. Принципу цикличности соответствует методика проведения физического практикума по общей физике, предложенная В.В. Панченко, В.И. Стремоусовым. Лабораторный практикум делится на два цикла: вводный и ком ...

Конкурс профессионального мастерства среди учащихся профессиональных учреждения
В целях повышения качества профессионального обучения, пропаганды рабочих профессий, совершенствование форм, методов и средств производственного обучения в образовательных учреждениях проводятся конкурсы профессионального мастерства, определяющие лучшего учащегося по конкретней профессии. Основы пр ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru