Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:
информационно-справочные методы;
диагностические;
методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.
Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации.
Информационно-справочные и просветительские методы:
профессиограммы;
справочная литература;
информационно-поисковые системы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные (банки информации ЭВМ)
профессиональная реклама и агитация;
экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
встречи со специалистами;
просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
система профориентационных уроков;
учебные фильмы;
использование средств массовой информации с учетом их специфики;
приемы и методы совместного с клиентом знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);
методы активизации познавательной деятельности клиента (задание самостоятельно узнать что-то о профессии с объяснением клиенту порядка и приемов получения информации о данной профессии, учебном заведении).
Диагностические методы в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании:
беседы-интервью закрытого типа;
открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
опросники профессиональной мотивации;
опросники профессиональных способностей;
личностные опросники;
проективные личностные тесты;
наблюдение;
сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);
психологические обследования;
профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе;
исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);
использование тренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новые профессиональные действия);
методы и приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования;
методы активизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определенным критериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуаций самоопределения).
Методы морально-эмоциональной поддержки:
группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);
тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);
сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);
публичные выступления;
профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);
положительные примеры самоопределения;
обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;
приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.
Похожие статьи:
Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению письменной речи
Этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, ибо факторы, вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступления ребенка в школу могут отойти на второй план. Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возн ...
Пособия и музыкально-дидактические игры
В целях наиболее успешного приобщения к музыке необходимо использовать различные пособия, облегчающие процесс ее восприятия и понимания. Для того чтобы яснее представить назначение различных пособий, можно условно сгруппировать их следующим образом: 1-я группа — образные игрушки (кошки, собачки и т ...
Значение воспитательной системы
Образовательное учреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей). Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с ма ...