Профессиональная консультация (от лат. «род занятий» и «совещание») – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.
Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:
справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная профконсультация.
Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.
Профессиональный консультант задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования.
С целью активизации школьника и получения дополнительной информации консультант дает проблемные задачи.
Необходимо стимулировать положительные эмоции, при этом помогая школьнику понять свои недостатки и в доверительной форме указать на возможности их устранения.
Консультант дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований.
В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других – требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.
Похожие статьи:
Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические
особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...
Понятие об эмпатии
Слово «эмпатия» имеет в своём составе два греческих элемента: «эм», означающее «нахождение внутри», и «пат» - «переживание», «чувство», «страдание». То есть, означает прежде всего внутренний процесс, процесс, связанный с напряжением душевных сил человека. «Человек как субъект практической и теорети ...
Ориентиры организации и реализации авторской
педтехнологии
Особенности управления развитием личности учащихся осмыслялись педагогами в разных аспектах. И теоретики, и практики пытались найти "универсальный" алгоритм управления формированием внутреннего мира учащихся. Однако собрать воедино различные представления вряд ли было возможно из-за исход ...