7. Требования к личности творца. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности. Будущим учителям необходимо не только развить умение предъявлять себя, но и умение видеть и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика актерской и педагогической деятельности
Актерская деятельность |
Педагогическая деятельность |
1. Наличие зрителя | |
Присутствует |
Отсутствует, если педагоги не работают «ансамблями» |
2. Предмет представления | |
Показывается герой. Происходит перевоплощение в другую личность |
Показывается личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога |
3. Границы сферы деятельности | |
Деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью |
Деятельность происходит в границах реально существующего |
4. Особенности чувственной сферы деятеля | |
Чувство деятеля не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть «настроен» на эмоциональную волну героя |
Чувство деятеля рождается реальными обстоятельствами. Деятель более «открыт» в проявлении чувств |
5. Специфика общения в деятельности | |
Если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски. Общение тяготеет к монологу |
Ожидается реальный человек с реальными чувствами. Общение тяготеет к диалогу |
6. Продолжительность деятельности | |
В 5–6 раз меньше, чем у учителя |
В 5–6 раз больше, чем у актера |
7. Возможность импровизации в деятельности | |
Допустима в момент подготовки к спектаклю и в малой степени во время самой деятельности |
Не только допустима, но и необходима. Следовательно границы творчества шире |
8. Особенности программы деятельности | |
В один день репертуар, как правило, представлен одной ролью, одним спектаклем |
В один день может быть разной, как уроки так и предметы |
9. Зависимость от «зала» (зрителей, учеников) | |
Чем меньше зрителей присутствует в воображении актера, тем лучше результат. Хорошие актеры «забывают» о зрителе и сосредотачиваются на работе с партнером по сцене |
Чем больше учащихся присутствует в воображении педагога, тем лучше результат, так как важно сотрудничество |
10. Наличие помощников в деятельности | |
Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы |
Отсутствуют, хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия, ТСО |
11. Ответственность за результаты деятельности | |
Личная, последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач |
Коллективная |
Похожие статьи:
Характеристика контрольно-оценочного компонента деятельности
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...
Творческие способности и эмоционально–коммуникативные качества учителя-филогога
Современная педагогическая наука делает акцент на правомерности и эффективности роли учителя – соучастника «образовательных событий», в которых осуществляется концентрация личного эстетического и культурного опыта учеников. В этом контексте формируется сложная в педагогическом отношении задача, сто ...
Виды контроля успеваемости студентов
Контроль успеваемости студентов подразделяется на текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования само ...