7. Требования к личности творца. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности. Будущим учителям необходимо не только развить умение предъявлять себя, но и умение видеть и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика актерской и педагогической деятельности
Актерская деятельность |
Педагогическая деятельность |
1. Наличие зрителя | |
Присутствует |
Отсутствует, если педагоги не работают «ансамблями» |
2. Предмет представления | |
Показывается герой. Происходит перевоплощение в другую личность |
Показывается личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога |
3. Границы сферы деятельности | |
Деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью |
Деятельность происходит в границах реально существующего |
4. Особенности чувственной сферы деятеля | |
Чувство деятеля не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть «настроен» на эмоциональную волну героя |
Чувство деятеля рождается реальными обстоятельствами. Деятель более «открыт» в проявлении чувств |
5. Специфика общения в деятельности | |
Если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски. Общение тяготеет к монологу |
Ожидается реальный человек с реальными чувствами. Общение тяготеет к диалогу |
6. Продолжительность деятельности | |
В 5–6 раз меньше, чем у учителя |
В 5–6 раз больше, чем у актера |
7. Возможность импровизации в деятельности | |
Допустима в момент подготовки к спектаклю и в малой степени во время самой деятельности |
Не только допустима, но и необходима. Следовательно границы творчества шире |
8. Особенности программы деятельности | |
В один день репертуар, как правило, представлен одной ролью, одним спектаклем |
В один день может быть разной, как уроки так и предметы |
9. Зависимость от «зала» (зрителей, учеников) | |
Чем меньше зрителей присутствует в воображении актера, тем лучше результат. Хорошие актеры «забывают» о зрителе и сосредотачиваются на работе с партнером по сцене |
Чем больше учащихся присутствует в воображении педагога, тем лучше результат, так как важно сотрудничество |
10. Наличие помощников в деятельности | |
Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы |
Отсутствуют, хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия, ТСО |
11. Ответственность за результаты деятельности | |
Личная, последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач |
Коллективная |
Похожие статьи:
Что такое лечебная педагогика
Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации. Лечебная педагоги ...
Планирование занятий по рисованию в младшей группе
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть прове ...
Виды контроля успеваемости студентов
Контроль успеваемости студентов подразделяется на текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования само ...