– материал изучался в 6–7-х классах;
– недостаточное количество часов на изучение материала;
– отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал».
Автор предлагает уделить внимание повторению тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. На ряду со многими различными темами в этот список попал и раздел «история географических открытий», а ведь именно его по большей части и составляют знания о русских исследователях-путешественниках. Вопросы из этого раздела географических знаний представлены в любом варианте экзаменационной работы по ЕГЭ. Все это говорит о необходимости формирования у учащихся знаний о русских исследователях-путешественниках.
Изучив состояние проблемы в педагогической и методической литературе, мы приступили к осуществлению экспериментальной работы. В соответствии с целью исследования, на этапе проведения констатирующего эксперимента, были поставлены следующие частные задачи:
– определить состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках у учащихся при изучении школьного курса географии 6–9 классов;
– определить возможности мотивации учащихся к получению знаний.
Констатирующий эксперимент проводился в гимназии №105 Выборгского района Санкт-Петербурга. В ходе эксперимента было опрошено 39 учеников 8-х и 9-х классов.
Табл. 4. Результаты констатирующего эксперимента
Вопросы |
Варианты ответов |
8 класс |
9 класс |
1. Сопоставьте, пожалуйста, портреты известных русских исследователей-путешественников с фамилиями из списка. (Пржевальский Н.М., Обручев В.А., Крашенинников С.П., Докучаев В.В., Воейков А.И.) |
1 совпадение |
23% - 27% - 32% 18% |
23% 12% 30% - - 35% |
2 совпадения | |||
3 совпадения | |||
4 совпадения | |||
Все | |||
Ни одного | |||
2. Можете ли Вы сформулировать их основные заслуги? |
Да |
23% 77% |
24% 76% |
Нет | |||
3. Достаточно ли времени на Ваш взгляд уделяют учителя географии на знакомство с русскими исследователями-путешественниками? |
Недостаточно, хотелось бы знать больше |
50% 36% 14% |
35% 53% 12% |
Достаточно, мне хватает полученных знаний | |||
Мне все равно, не интересны эти знания | |||
4. Как бы Вы хотели изучать материал о русских исследователях-путешественниках? |
В рамках урока (интересные факты из жизни, просмотр видеофрагментов) |
50% 36% 14% |
47% 32% 21% |
В форме тематического урока-игры, урока-путешествия и пр. | |||
Проведение тематических внеклассных мероприятий (викторины, театральные постановки, недели географии и т.п.) |
Анализ результатов анкетирования показал, что знания о русских исследователях-путешественниках у учащихся являются не полными и отрывочными. После прохождения материала не остается связей между именами, портретами и заслугами людей, внесших огромный вклад в науку и формирование территории России. С другой стороны половина респондентов в 8-х классах хотела бы получить более обширные знания по данному вопросу. В 9-х классах этой точки зрения придерживается около трети опрошенных. На наш взгляд одной из причин такого положения является то, что к этому времени у учащихся формируется определенный круг интересов и география, чаще всего, теряет для многих свою привлекательность.
Похожие статьи:
Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой
психического развития
Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории. На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказыв ...
Способности к работе в команде
Под командой понимается в данном случае рабочая группа, для которой характерен ряд специфических признаков. Речь идет о малой (по функциональным признакам) структурированной группе с четко определенной целью. Цель состоит в решении комплексных проблем, которые не могут быть решены в одиночку. Подоб ...
Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...